СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема подготовки к экзаменам или как и куда исчезли шпаргалки

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся.” (5).

Мною была поставлена перед учащимися следующая проблема. С помощью простеньких расчетов показал, что при наличии двух десятков уроков выделенных на подготовку к экзаменам, невозможно качественно повторить шесть десятков вопросов вынесенных на экзамен. Какой выход? Эту проблему можно было бы решить. если бы на каждую пятерку учащихся выделить по учителю, но государство на это не пойдет из-за финансовых соображений. А что если вас сделать учителями? О том, как это реализовать, изложено ниже. Кроме этого я доказал учащимся. в том числе на примерах из собственного опыта, что знаешь – это когда можешь объяснить другому. Также объяснил смысл народной мудрости про бревно и соринку в глазу применительно к нашей ситуации.

С учетом нашего контингента учащихся были разработаны опорные конспекты по каждому вопросу, вынесенному на экзамен. Вопросы экзаменационных билетов были скомпонованы по темам. Обобщенное повторение происходит тематически с акцентом на материал входящий в экзаменационные билеты. На первом уроке повторения с несколькими учащимися (от 3 до 5 человек в зависимости от численности группы) досконально прорабатывались ОК. Каждый готовит свой конспект. Затем отвечает его преподавателю, за что в ведомости открытого учета знаний получает оценку, выставленную чернилами.

Полученная оценка означает, что данный ученик получает статус учителя. Он должен свой ОК объяснить всем остальным, опросить их и выставить оценки в ведомость открытого учета знаний, но карандашом.

Учитель в это время прорабатывает следующие ОК с теми учащимися, которые не получили статус учителя. А так как вопросов на экзамен вынесено 63, то все ученики побывают в роли учителя, причем несколько раз. При этом необходимо учитывать, что более сложные вопросы должны готовить более сильные ученики.

Вокруг учителей формируются динамические группы. Группы не постоянного состава и численности. Учитель–ученик объясняет ОК. Дается время на проработку. Затем наиболее подготовленный ученик отвечает, остальные из этой группы слушают. Если группа образовалась из четырех человек, то слабый ученик, а они обычно первыми не отвечают, прослушивает объяснение учителя-ученика, участвует в проработке, слушает ответы трех товарищей.

В итоге получается пятикратное повторение каждого ОК. Так работает принцип многократного повторения.

Создается обстановка дружелюбия, товарищеской взаимопомощи и взаимоконтроля. В разных точках кабинета идет плодотворная работа. Ответившие ученики переходят к другому учителю-ученику. Так в течении двух спаренных уроков идет напряженная учебная работа.

Вдруг раздаются возгласы и ко мне с неописуемым изумлением на лице, буквально мчится один из учителей.

-''Что случилось, Ибрагим?’’ С неподдельным удивлением:

-"Он мне ответил !?!''

-''Ну и что ?"

-"Как что? Он же ни разу еще не отвечал ! Он же хорошо ответил !''

''Молодец Ибрагим! Ты талантливый учитель. Я такого результата не мог добиться за 200 уроков. А ты это сделал. Молодец!»

Этот диалог слушала вся группа. И пацаны, есть пацаны. Слабые загорелись желанием быть не хуже этого совсем «пропащего», учителя старанием доказать что они не менее талантливы, чем Ибрагим. Объясняют, объясняют, отвечают, отвечают и так два урока говорят, говорят, говорят.

В такие минуты вспоминаешь, какими они пришли на первый курс, забываешь про срывы, неудачи, про желание все сбросить. Отчетливо понимаешь, что физику они слабовато знают, но ведь заговорили, поверили в то, что могут, стали раскрываться. И принимаешь решение: остаюсь.

Возвращаясь к вышеописанному: «Среднее время активной устной речи каждого ученика в течении 6 уроков – 2 минуты. Найти доказательный путь к увеличению его – это значит решить одну из важнейших проблем в педагогической науке.

Какой же научной оценки будет достоин тот педагог, который подарит ученику хотя бы еще одну минуту активного речевого общения на уроках в течении одного учебного дня?!» [3]

Какой же? И заложена ли она в формальных критериях казенных бумаг?

Литература

  1. Власова Т.А.,Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.
  2. Педагогический поиск. Составитель И.Н. Баженова. –М.,Педагогика, 1979.
  3. Шаталов В.Ф., Куда и как исчезли тройки. –М., Педагогика, 1979.
  4. Щетинин М.П., Объять необъятное. - М., Педагогика, 1986.
  5. Палтышев Н.Н., 10 правил работы со слабоуспевающими.
  6. Малофеев Р.И., Проблемное обучение физики в средней школе.- М. Просвещение, 1980.
  7. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики- М., Просвещение, 1983.
Категория: Всем учителям
03.06.2016 11:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!