СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы обучения взрослых компьютерной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы и вопросы преподавания курсов дополнительного образования для взрослого населения

Всё в большей и большей степени рабочим инструментом взрослых специалистов является компьютер. Однако проблема заключается в том, что многие специалисты не владеют даже азами компьютерной грамотности.

В течении нескольких лет я преподаю курсы дополнительного образования для взрослого населения по программам «Оператор ЭВМ с основами делопроизводства» и «Технологии обработки цифровой информации».

Из собственного опыта знаю, что овладевать компьютерной грамотностью лучше всего на основе деятельностного подхода (непосредственная работа за компьютером). Появилась гипотеза:

Чтобы обеспечить успешность процесса овладевания компьютерной грамотности, необходимо разработать или адаптировать методику обучения, в основе которой - принципы обучения взрослых. Исходя из этого, постараюсь сформулировать задачи:

  • изучить психолого-педагогические особенности обучения взрослых;
  • выбрать и адаптировать к процессу обучения компьютерной грамотности педагогические технологии, основанные на деятельностном подходе;
  • на примере одной из тем программы по курсу информатики апробировать данную технологию;
  • создать дидактические материалы в виде методических разработок уроков по данной теме, обеспечивающих успешность процесса обучения взрослых компьютерной грамотности.

Личностно - ориентированное образование рассматривается как альтернатива традиционному и понимается, как особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия обучающихся и педагогов, при котором созданы оптимальные условия для развития субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации себя. Центром тяжести (ядром) этой системы образования провозглашается личность обучающегося.

Имеются все основания полагать, что функция образования далеко не сводится к насыщению человека знаниями. Жизненная практика уже не раз убедительно показала, что широта и энциклопедичность познания поразительно легко уживаются с необразованностью человека в собственно человеческом аспекте. В данном случае, речь идёт не о вреде «знаний», а об ограниченности стиля мышления. Переход к личностному подходу - закономерный итог развития образовательного мышления человека.

Ориентация профессионального образования на личность и ее развитие, коренным образом меняет традиционное представление о целях и организации процесса обучения в профессиональном учебном заведении. На первый план выдвигается активная деятельность студента и умелое управление этой деятельностью со стороны преподавателя.

Построение процесса обучения, ориентированного на активную познавательную деятельность студентов - это методики профессионального обучения, ориентированные на действие.

Ориентированность на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определённой производственной ситуации, действительной или мнимой, с обязательным выполнением всех фаз полного действия.

Структура хода занятий, ориентированных на действие:

  1. Информирование
  2. Планирование
  3. Принятие решения
  4. Выполнение
  5. Контроль
  6. Оценка

Эта технология даёт возможность поставить обучающегося на позицию исследователя, предоставляет ему мощный аппарат, инструментарий моделирования, анализа и синтеза как учебной, так и опытной, экспериментальной информации и результатов учебной деятельности, что особенно актуально именно для системы профессионального образования.

Подрастающее поколение генетически запрограммировано пройти тот или иной путь обучения. У взрослого человека, уже прошедшего этот путь в более раннем возрасте, запрограммированности нет, он вступает в процесс учения там и тогда, когда ощущает жизненную необходимость такого процесса. Взрослый человек сам организует свою жизнь, сам принимает решения, а обучение выступает для него как самообразовательная деятельность, в которую он включается по собственному решению и в которой он избирателен. Внешние мотиваторы (школьные оценки, поощрения, наказания) начинают играть для взрослого второстепенную роль, или вообще отсутствуют, а на первое место выдвигается внутренняя мотивация деятельности, основанная на понимании значимости усвояемого материала.

Эта избирательность взрослого создаёт определённые трудности в его обучении. Для того чтобы обучение было целенаправленным, человек должен сознавать, в чём именно он нуждается, чего ему не хватает. Зависимость мотива от осознания цели - это его зависимость от правильного понимания объективной действительности и тех требований, которые она предъявляет к действиям и поступкам человека. Благодаря положительному отношению к конечной цели деятельности изменяется и отношение к тем действиям, которые служат средством достижения этой цели, действие становится более интересным и привлекательным, потому что значительной представляется конечная цель, ради которой оно выполняется.

Ещё одна отличительная черта взрослого учащегося - возраст. Как правило, снижение обучаемости с возрастом связано с общим состоянием здоровья и энергичности человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в знаниях, снижением или полным отсутствием возможности для применения своих знаний на практике. В наше время и практика, и исследования позволили сформулировать более обобщающий вывод: взрослый человек может мыслить, творить, учиться до глубокой старости.

Психологические особенности взрослого человека тоже играют большую роль в его обучаемости.

  • Чем дольше был перерыв перед вхождением в новую фазу обучения, тем труднее даётся это вхождение в позабытый вид деятельности.
  • Предшествующий опыт и связанный с ним стереотип поведения могут выступать препятствием для вхождения взрослого в новую фазу жизнедеятельности.
  • Повышенная стеснительность, иногда и нервозность взрослого в тех ситуациях, где проявляется его необразованность или ошибки, этоещё одна черта осложняющая обучение взрослого.
  • При восприятии нового учебного материала взрослый сопоставляет его с уже имеющимися знаниями и потребностями своей практической деятельности, поэтому, если информация в момент получения покажется неважной, ненужной она не будет воспринята.

Если скорость доведения информации, темп её подачи не соответствуют скорости усвоения, то информация будет плохо усвоена.

Выделим основные черты отношения взрослого к обучению:

  • обучение должно быть ориентировано на жизненные потребности и интересы того, кто учится;
  • новая информация сопоставляется с собственным опытом;
  • усваивается только то, что необходимо практически использовать;
  • основное внимание акцентируется на повышение своей профессиональной квалификации, улучшение условий труда и т.д.;
  • может усвоить не только основной учебный материал, но и дополнительный по интересующей его теме;
  • преподаватель выступает в роли консультанта, тактично исправляя ошибки и предлагая новые источники информации;
  • преподаватель и книги оцениваются обучающимся сквозь призму собственного опыта;
  • оценки играют второстепенную роль;
  • учебная программа трансформируется в зависимости от объективных и субъективных причин;
  • обучающийся намерен немедленно применить полученные знания в своей деятельности;
  • повышение учебной активности зависит не только от личности преподавателя, но и от обмена мнениями между самими обучающимися.

За короткое время обучающийся должен получить максимум знаний. Это возможно при наличии мотивации и одновременно при использовании современных технологий обучения. Наличие этих двух составляющих может дать тот результат, ради которого он учится.

Категория: Прочее
24.02.2018 15:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!