СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблемы и вопросы преподавания курсов дополнительного образования для взрослого населения
Всё в большей и большей степени рабочим инструментом взрослых специалистов является компьютер. Однако проблема заключается в том, что многие специалисты не владеют даже азами компьютерной грамотности.
В течении нескольких лет я преподаю курсы дополнительного образования для взрослого населения по программам «Оператор ЭВМ с основами делопроизводства» и «Технологии обработки цифровой информации».
Из собственного опыта знаю, что овладевать компьютерной грамотностью лучше всего на основе деятельностного подхода (непосредственная работа за компьютером). Появилась гипотеза:
Чтобы обеспечить успешность процесса овладевания компьютерной грамотности, необходимо разработать или адаптировать методику обучения, в основе которой - принципы обучения взрослых. Исходя из этого, постараюсь сформулировать задачи:
Личностно - ориентированное образование рассматривается как альтернатива традиционному и понимается, как особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия обучающихся и педагогов, при котором созданы оптимальные условия для развития субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации себя. Центром тяжести (ядром) этой системы образования провозглашается личность обучающегося.
Имеются все основания полагать, что функция образования далеко не сводится к насыщению человека знаниями. Жизненная практика уже не раз убедительно показала, что широта и энциклопедичность познания поразительно легко уживаются с необразованностью человека в собственно человеческом аспекте. В данном случае, речь идёт не о вреде «знаний», а об ограниченности стиля мышления. Переход к личностному подходу - закономерный итог развития образовательного мышления человека.
Ориентация профессионального образования на личность и ее развитие, коренным образом меняет традиционное представление о целях и организации процесса обучения в профессиональном учебном заведении. На первый план выдвигается активная деятельность студента и умелое управление этой деятельностью со стороны преподавателя.
Построение процесса обучения, ориентированного на активную познавательную деятельность студентов - это методики профессионального обучения, ориентированные на действие.
Ориентированность на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определённой производственной ситуации, действительной или мнимой, с обязательным выполнением всех фаз полного действия.
Структура хода занятий, ориентированных на действие:
Эта технология даёт возможность поставить обучающегося на позицию исследователя, предоставляет ему мощный аппарат, инструментарий моделирования, анализа и синтеза как учебной, так и опытной, экспериментальной информации и результатов учебной деятельности, что особенно актуально именно для системы профессионального образования.
Подрастающее поколение генетически запрограммировано пройти тот или иной путь обучения. У взрослого человека, уже прошедшего этот путь в более раннем возрасте, запрограммированности нет, он вступает в процесс учения там и тогда, когда ощущает жизненную необходимость такого процесса. Взрослый человек сам организует свою жизнь, сам принимает решения, а обучение выступает для него как самообразовательная деятельность, в которую он включается по собственному решению и в которой он избирателен. Внешние мотиваторы (школьные оценки, поощрения, наказания) начинают играть для взрослого второстепенную роль, или вообще отсутствуют, а на первое место выдвигается внутренняя мотивация деятельности, основанная на понимании значимости усвояемого материала.
Эта избирательность взрослого создаёт определённые трудности в его обучении. Для того чтобы обучение было целенаправленным, человек должен сознавать, в чём именно он нуждается, чего ему не хватает. Зависимость мотива от осознания цели - это его зависимость от правильного понимания объективной действительности и тех требований, которые она предъявляет к действиям и поступкам человека. Благодаря положительному отношению к конечной цели деятельности изменяется и отношение к тем действиям, которые служат средством достижения этой цели, действие становится более интересным и привлекательным, потому что значительной представляется конечная цель, ради которой оно выполняется.
Ещё одна отличительная черта взрослого учащегося - возраст. Как правило, снижение обучаемости с возрастом связано с общим состоянием здоровья и энергичности человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в знаниях, снижением или полным отсутствием возможности для применения своих знаний на практике. В наше время и практика, и исследования позволили сформулировать более обобщающий вывод: взрослый человек может мыслить, творить, учиться до глубокой старости.
Психологические особенности взрослого человека тоже играют большую роль в его обучаемости.
Если скорость доведения информации, темп её подачи не соответствуют скорости усвоения, то информация будет плохо усвоена.
Выделим основные черты отношения взрослого к обучению:
За короткое время обучающийся должен получить максимум знаний. Это возможно при наличии мотивации и одновременно при использовании современных технологий обучения. Наличие этих двух составляющих может дать тот результат, ради которого он учится.
© 2018, Каверина Елена Александровна 817