СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект как метод реализации учебно-исследовательской деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок рождается исследователем. Исследовательская поисковая активность – его естественное состояние. Поначалу главный мотив к исследованию – любознательность, но в этом возрасте дети ещё не владеют инструментами познания. Логично ожидать, что в школе ребенок овладеет инструментами познания и, в сочетании с природной любознательностью, у него будет развиваться исследовательская позиция к миру.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проекта обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе его осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. Основной особенностью учебно-исследовательской деятельности является то, что в результате деятельности обучающиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования и проектирования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

Эта тема достаточно актуальна, так как уровень сформированности учебно-исследовательской деятельности у младших школьников невысок. Чтобы развить у детей младшего школьного возраста исследовательские умения, необходимо осознанное и грамотное применение в образовательном процессе начальной школы развивающих методов обучения и, в первую очередь, метода проектов.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся младших классов, однако начинать вовлекать детей в проектную деятельность нужно обязательно. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Для продуктивной проектно-исследовательской деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”, которая состоит в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектно- исследовательской деятельности выступает развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, это сформированность обобщённости умственных действий.

Третьим показателем готовности младших школьников к эффективной проектно-исследовательской деятельности является опыт развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.

Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектно-исследовательской деятельности является необходимым условием для становления субъектности младшего школьника в процессе обучения. В тех же случаях, когда целенаправленное формирование названных показателей не осуществляется, использование проекта как метода реализации учебно-исследовательской деятельности младших школьников.

неэффективно и затруднено.

В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проекта с детьми младшего школьного возраста.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, исследования, социальные акции.

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Для этого они готовят небольшое выступление с рассказом о своём проекте.

Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

В своей педагогической практике я использую метод проектов для активизации познавательной деятельности обучающихся.

В 1 классе ученики только обучаются делать проекты. При изучении темы «Алфавит», чтобы обобщить знания об изученных буквах, первоклассникам предлагается сделать индивидуальный проект - выбрать одну букву русского алфавита и рассказать о ней. Проект краткосрочный, он занимает одну-две недели.

Дети работают по определенному плану: сначала вспоминают, какой звук обозначает данная буква на письме, какая она по счету в русском алфавите, как называлась и как выглядела в старинной азбуке. Первоклассники собирают стихи, загадки, ребусы со своей буквой. Иногда дети сочиняют рассказы и сказки о выбранной ими букве.

Ученики творчески подходят к выполнению задания. Важный этап реализации этого проекта – это его презентация. Дети оформляют презентацию о букве на листах А3 или А4.

Иногда дети нестандартно представляют свою букву, используя аппликацию, вышивку, роспись, лепку презентуемой буквы. На заключительном этапе работы над проектом дети рассказывают и показывают свою работу классу.

В результате работы над этим проектом дети обобщают знания о буквах русского алфавита, подбирают занимательный материал о буквах, учатся творчески оформлять свою работу, выступать перед аудиторией, представляя результаты своего труда

Ученикам второго класса, при изучении темы «Непроверяемые безударные гласные», предлагаю поработать с фразеологизмами в виде проекта: «В стране невыученных слов». Обучающиеся, работая с орфографическим словарем, объясняют значение слов, которые они выбрали, находят историю его происхождения, подбирают примеры использования слов в речи. Часть ребят, объединяясь в группу, подбирают слова с похожим значением, также объясняя значение, происхождение, употребление в речи.

Результаты своей работы ученики оформляют на листах А4. Презентация данного проекта проходит в виде выступления перед классом.

В 3-м классе на уроках русского языка, работая над темой по развитию речи «Происхождение имен и фамилий», обучающиеся выполняют индивидуальный проект «Происхождение моей фамилии». Проект краткосрочный, время выполнения – 2-3 дня. Ученики, работая вместе с родителями, находят информацию о происхождении своей фамилии, приводя возможные версии ее появления. Эта работа очень интересна детям, потому что история их фамилии является частью истории их семьи.

Продукт данного проекта – информация о происхождении фамилии, презентация – выступление перед классом с историей своей фамилии.

В 4-м классе переходим к выполнению долгосрочных проектов. В рамках уроков трудового обучения и познания мира, обобщая материал по загрязнению природы мусором, детям предлагается проект «Новая жизнь старых вещей», а на уроках трудового обучения дети находят способы переделки материала в полезные вещи.

Проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ученик больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. А это является очень актуальным и отвечает новым требованиям Государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Как показывает опыт работы, проект как метод реализации учебно-исследовательской деятельности младших школьников, наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.

Метод проектов является значимым способом модернизации и интенсификации процесса обучения, в котором происходит активное формирование психологических новообразований личности младшего школьника.

Исследовательская деятельность очень интересна для детей младшего школьного возраста. Учащиеся на уроках проявляют большую активность, если внедрить в них метод проектов. Это помогает им быть успешными не только на уроках, но и в жизни в целом. Развитие исследовательской деятельности у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми методами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Проект - это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Несомненно одно: обучение приемам работы разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим.

01.02.2023 19:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!