СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель певческой деятельности — формирование у детей основ музыкальной и певческой культуры, развитие личности ребенка.
Среди основных задач обучения пению, которые непосредственно связаны с общими задачами музыкального развития ребенка, мы выделяем следующие:
— вызывать эстетические эмоции, сопереживание настроению музыки, развивать интерес к музыке, к певческой деятельности, основы эстетического вкуса, положительное эмоционально-оценочное отношение;
— развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма); формировать представления о музыкальном звуке и его свойствах, о звуковысотных и ритмических соотношениях;
— формировать знания и элементарные представления о вокальной музыке (видах, жанрах вокального искусства), о структуре песни, о некоторых способах звукоизвлечения в пении (легато, стаккато) и др.;
— формировать певческие умения и навыки, необходимые для выразительного пения; учить петь в соответствии с характером музыки, выразительными средствами, передающими художественный образ, содержание песни;
— стимулировать творческие проявления детей в процессе певческой деятельности (образная речь, выразительное интонирование, продуктивное творчество);
— вызывать желание детей исполнять знакомые песни по собственной инициативе в играх, развлечениях, театрализованной деятельности в условиях детского сада и в семье;
— через певческую деятельность формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему.
В процессе развития ребенка слух и голос тесно связаны. Эта связь двухсторонняя: голос не может успешно развиваться без участия слуха, а слух формируется с участием голоса. Слух выступает главным регулятором выразительности и точности интонирования мелодии голосом, а пение является важным средством развития слуха. В этой связи очень важно развивать у детей слуховое восприятие, поскольку именно слух постоянно контролирует точность воспроизведения высоты звука. Ребенок сначала внимательно слушает пение взрослого, затем поет вместе с ним, «подравниваясь» к его вокальной интонации. Благодаря этому у него постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и ладовысотный слух.
Одной из основных музыкальных способностей человека является звуковысотный слух, в котором объединяются две музыкальные способности — ладовое чувство и музыкально-слуховые представления (Б. М. Теплов). При пении ребенок воспроизводит звуковысотное и ритмическое движение мелодии. Очень важно, чтобы он пел выразительно, передавая свои переживания, свое отношение к музыке. Таким образом, в этом виде исполнительства продуктивно развиваются все музыкальные способности — эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. По мнению Б. М. Теплова и многих других ученых, ладовое чувство развивается у ребенка очень рано, и именно благодаря ему развивается музыкальная интонация, отличающаяся от интонации речевой. Музыкально-слуховые представления — это способность воспроизведения звуковысотного движения в определенном ладу. Поэтому развитие ладового чувства является одной из главных задач в воспитании слуха.
В работе по пению развивается и чувство ритма, которое, по выражению Б. М. Теплова, имеет не только моторную, но и эмоциональную природу, поэтому важно, чтобы в процессе пения ребенок научился активно, двигательно воспринимать и воспроизводить ритм музыки и эмоционально реагировать на него.
Голос детей имеет специфическое звучание: звук нежный, легкий, имеющий «головное» звучание. Голосовой аппарат ребенка-дошколь- ника очень хрупок. В силу неполного смыкания голосовых связок, неразвитости вокальной мышцы, неравномерности развития голосового и дыхательного аппарата, звучание голоса у ребенка звонкое, но негромкое и требует очень осторожного, бережного отношения. Поэтому педагогу, работающему с детьми, необходимо знание физиологических основ развития певческого голоса, строения голосового аппарата ребенка.
Все органы, участвующие в голосообразовании, образуют голосовой аппарат — легкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами, гортань с голосовыми складками (место, где зарождается звук) и артикуляционный аппарат, представляющий собой совокупность различных резонаторов.
Особенности строения и развития голосового аппарата у детей требуют бережного отношения к нему. Это предполагает охрану детского голоса и правильное его развитие. Заботясь об охране детского голоса, педагог должен поддерживать естественное звучание голоса, не требовать от детей громкого, крикливого пения и не предлагать пения песен, не соответствующих возрастным возможностям детей.
По данным отечественных и зарубежных исследователей (Е. И. Алмазов, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Т. С. Бабаджан, М. Ю. Нильсон, С. Атанасова и др.), голосовые реакции на музыку у детей появляются очень рано, уже в первые месяцы жизни. Отмечены случаи, когда ребенок отвечает на песенные интонации взрослого, довольно точно интонируя, повторяя за ним отдельные интонации. Такие проявления очень индивидуальны. Они могут наблюдаться в 4 месяца и раньше. А собственно певческая деятельность у детей начинается примерно к одному году 7—8 месяцам. В этом возрасте ребенок уже может подпевать взрослому, а в 2 года — воспроизводит несложные мелодии песен.
А. И. Катинене, выделяя три возрастных периода в соответствии с общим и музыкальным развитием детей (до 3 лет, от 3 до 5 и от 5 до 6—7 лет), отмечает, что в первом возрастном периоде дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Во втором происходит координация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. В последующий период (6—7 лет) практические действия детей подкрепляются и обогащаются знаниями о музыке, формируются элементы эстетического отношения к пению, музыке в целом. На основе результатов научных исследований и обобщения практического опыта в обучении пению дошкольников можно составить возрастные характеристики певческого развития детей.
Младший дошкольный возраст (3—4 года). На 3-м году жизни только начинает формироваться певческий голос, но певческого звучания пока нет. Гортань у ребенка в 2,5 раза короче, чем у взрослого, поэтому голос очень слабый. Он усиливается в основном за счет головного резонатора (полости глотки, рта, носа). Дыхание у детей очень короткое, слабое, поверхностное. Диапазон голоса — примерно ре-ля первой октавы. Вместе с тем, дети этого возраста проявляют активность и с желанием включаются в пение. Они охотно подпевают окончания музыкальных фраз, интонируют отдельные звуки, воспроизводят звукоподражания: подражают лаю собачки, мяуканью кошки и т. д.
На 4-м году жизни, при соответствующем обучении, диапазон становится более устойчивым, дыхание пока еще неравномерное, короткое, но дети привыкают прислушиваться к пению взрослого и стараются петь одновременно с ним. Правильная артикуляция и дикция пока еще вызывают у детей затруднения. Малыши не могут петь в общем темпе: одни слишком торопятся, опережая своих сверстников, другие поют слишком медленно, поэтому педагог приучает детей петь всем вместе, в одном темпе, вовремя начинать петь и одновременно заканчивать пение. Младшие дошкольники не умеют тянуть звук, поэтому важно упражнять их в протяжном пении, используя для этого колыбельные песни, народные попевки.
Средний дошкольный возраст (4—5 лет). В этот период у детей расширяется певческий диапазон (ре-си первой октавы). Дыхание становится более устойчивым. А. И. Катинене отмечает, что дети используют разные типы дыхания (ключичное, грудное, нижне-реберное, а также смешанное). В связи с этим они могут петь более протяжные фразы (два такта в среднем темпе). В этом возрасте у детей улучшаются дикция и артикуляция, поэтому в репертуаре появляются более сложные песни, имеющие протяжные звуки. Использование специальных упражнений на развитие дыхания, дикции, артикуляции, ансамбля постепенно способствует улучшению качества певческого звучания. Дети эмоционально откликаются на содержание песни, запоминают и узнают знакомые песни.
На данном возрастном этапе очень важно вырабатывать навык слаженного коллективного пения (чувство ансамбля), поскольку у некоторых детей еще иногда сохраняется тенденция опережать других поющих или отставать от них. Поэтому важно приучать детей петь в общем темпе, естественным голосом, без напряжения, добиваясь мягкого, напевного звучания. Необходимо как можно раньше обучать детей пению без сопровождения, предлагая с этой целью несложные для исполнения попевки, короткие песенки. Овладев навыком пения без сопровождения, ребенок использует это умение в своей самостоятельной игровой деятельности.
Старший дошкольный возраст (5—7 лет). На 6-м году жизни общее физическое развитие ребенка оказывает влияние и на совершенствование голосового аппарата. Певческий диапазон еще более расширяется (ре первой — до, до диез, ре второй октавы). Развивается певческое дыхание, оно становится более организованным. Значительно улучшаются дикция и артикуляция. Изменяется характер певческого звучания. Оно становится более напевным, легким, подвижным, естественным. В этом возрасте дети способны контролировать свое пение — регулировать силу голоса, отчетливо произносить слова и отдельные звуки в словах, исправлять допущенные ошибки.
В старшем дошкольном возрасте певческие возможности значительно расширяются благодаря развитию и укреплению голосового и дыхательного аппарата. Певческий диапазон становится шире (примерно в пределах октавы). Накапливается исполнительский опыт детей. Они более уверенно владеют техническими навыками исполнения песен. Дети способны петь напевно, легким подвижным звуком; брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами и правильно его расходовать; точно интонировать мелодию; четко произносить слова в песне; контролировать свое собственное пение, исправлять неточности в исполнении.
Старшие дошкольники могут петь достаточно выразительно с использованием различных нюансов, например, ускорять и замедлять темп, усиливать и ослаблять звучание. У них значительно расширяется музыкальный опыт, возникают определенные предпочтения, появляются любимые песни. Дети с удовольствием откликаются на предложение их исполнить. Они поют и в хоре, и индивидуально, и небольшими подгруппами, в сопровождении инструмента и без него. В связи с этим, певческий репертуар становится гораздо более разнообразным по тематике и жанрам, он усложняется с учетом возросших певческих возможностей детей.
Накопление музыкального опыта и овладение певческими навыками дает детям возможность достаточно ярко проявлять себя в песенном творчестве, высказывая отношение к той или иной песне, к исполнению своих товарищей.
4
В певческой деятельности дошкольников можно условно выделить следующие виды:
Певческий репертуар должен отвечать следующим требованиям: быть доступным для детей определенного возраста, иметь диапазон мелодии, удобный для исполнения ребенком, несложный ритм, простой для произношения текст, понятный и доступный по своему содержанию.
С детьми 5—7-летнего возраста можно использовать прием двигательного моделирования, когда педагог, а вместе с ним и дети, показывают рукой относительную высоту звуков мелодии. Например, в упражнении «Лесенка» (из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлуги- ной) рекомендуется воспроизводить мелодию песенки, основанную на поступенном движении сначала вверх, потом вниз, с одновременным движением руки от линии пояса вверх.
Для достижения чистоты интонирования и развития музыкального слуха многие педагоги рекомендуют пение «цепочкой». Этот прием активизирует детей и позволяет в какой-то степени выявить уровень их певческого развития. Развивать точную вокальную интонацию помогает и пение без инструментального сопровождения. Оно также формирует навыки самостоятельного пения.
Осознанию звуковысотного движения мелодии способствует прием наглядно-зрительного моделирования. В этом случае на фланелеграфе или магнитной доске педагог выкладывает условные фигурки, например, кружочки, по одному снизу вверх или сверху вниз, в зависимости от того, как движется мелодия. Затем мелодия воспроизводится с одновременным показом рукой движения вверх или вниз.
Певческое дыхание отличается от обычного. Главное, чтобы дети поняли, что важно правильно расходовать дыхание, чтобы его хватило для пропевания целой фразы. Правильное дыхание способствует качеству звучания, чистоте интонации. Его рекомендуется делать одновременно через нос и рот. Вдох должен быть спокойным, бесшумным, но активным.
Упражняя детей в правильном дыхании, педагог, в основном, использует собственный показ дыхательных движений — активный вдох, небольшая задержка дыхания, постепенное его расходование. А также объясняет, как нужно сидеть или стоять, чтобы при пении звук получался красивым, наполненным.
Педагог приучает детей петь музыкальную фразу на одном дыхании до конца. Навык правильного дыхания формируется у детей с помощью специальных дыхательных упражнений. Например, хорошо известно упражнение «Понюхаем цветок», когда детям предлагается представить, что у них в руках цветы и понюхать их, делая глубокий вдох, а затем медленный выдох. Полезно упражнение, в котором имитируется зевок. Можно предложить детям поиграть в соню, которому все время хочется спать и который все время зевает. Малыши с большим удовольствием играют «в паровозики»: набирают много пара (делают глубокий вдох) и затем постепенно, медленно выпускают его.
Отрабатывать протяжность дыхания можно, используя разнообразные игровые приемы: подуть на перышко, лежащее на ладони, подуть на воздушный шарик.
Выработке правильного дыхания способствует и соответствующий подбор певческого репертуара, в котором преобладают песни, попевки, построенные на коротких музыкальных фразах. Особенно это важно в младшем и в среднем дошкольном возрасте, когда у детей еще не выработан навык протяжного дыхания. Например, хорошо для этой цели использовать русские народные попевки «Петушок», «Дождик» и другие короткие песенки современных композиторов — «Кошка» А. Александрова, «Самолет» Е. Тиличеевой и другие.
Одновременно с дыханием у детей развиваются дикция и артикуляция. Артикуляцией называется работа органов произношения: губ, языка, мягкого нёба, глотки, нижней челюсти. У дошкольников артикуляционный аппарат, как правило, бывает вялым, малоподвижным. Овладение правильной артикуляцией способствует развитию четкой дикции, без которой невозможно красивое выразительное пение.
Задача педагога — научить детей не напрягать излишне нижнюю челюсть, активно работать губами, четко произносить звуки в словах, петь гласные напевно, а согласные выговаривать быстро и четко. Следует знать, что в конце слогов согласные переносятся на начало следующего слова, соединяясь с ним, например: У- ко-та- во-ркота, ко-лы-бе-лька хо-ро-ша.
Для формирования хорошей артикуляции и четкой дикции используются упражнения для распевания на гласных и согласных звуках. Но основу пения составляют все же гласные звуки. Для того, чтобы добиваться ровности звучания, педагог может использовать упражнения на гласные у, ю (например, песню «Самолет» Е. Тиличеевой: «Самолет летит, самолет гудит: «У-у -у-у! Я лечу в Москву!»), песни с нисходящим движением мелодии («Во поле береза стояла», «Горошина» и др.).
© 2023, Гуткнихт Эльмира Райнольдовна 290