СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога
В статье рассматриваются требования, которые предъявляются к проекту современного урока в условиях реализации ФГОС общего образования и введения профессионального стандарта педагога. Раскрываются проблемы, существующие в практике проектирования целей обучения. Дано описание алгоритма проектирования сценария урока с позиций технологического подхода и с учётом требований профессионального стандарта педагога.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определил новые задачи педагогической деятельности учителя и требования к проектированию процесса обучения в школе.
Традиционно в должностные обязанности учителя входит умение планировать урок и реализовывать этот план, анализировать эффективность урока. На основе программы учитель разрабатывает урок. Проектирование современного урока – это главная составляющая педагогической деятельности учителя. Современный урок должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Для того чтобы урок отвечал таким требованиям, необходимо сначала технологично его спроектировать, а затем технологично реализовать. Технологизация предполагает уточнение учебных целей и последовательность процедур их достижения, с подробным описанием содержания деятельности участников этого процесса.
Наиболее эффективным способом целеполагания является постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся. Эта концепция была взята за основу при проектировании целей образования во ФГОС.
Проектирование целей современного урока должно соответствовать требованиям системно-деятельностного подхода с позиций ФГОС. С этих позиций учитель должен определять цели урока как систему задач ученика в рамках учебной темы в соответствии с тремя группами образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные). Задачи ученика по освоению предметных результатов описаны в «Примерных программах по учебным предметам».
Метапредметные и личностные результаты представлены в задачах по формированию УУД. Эти задачи определяются на основе результатов психолого-педагогической диагностики детей, поэтому каждый учитель определяет их индивидуально для своих учеников при поддержке педагога-психолога школы. Важным моментом является и то, что цели урока формулируются как задачи учеников в логике от предметных результатов к метапредметным, которые помогут ученику освоить знания и умения по учебной теме и научиться решать учебные задачи, используя общие способы действий, а затем – к личностным.
Технологичное описание целей современного урока – это описание в первую очередь планируемых результатов учеников, потому что измерять и оценивать в конце урока учитель должен действия учеников, и на основании их результатов проводится рефлексия по поводу эффективности педагогической деятельности, решённых педагогических задач.
Следующим шагом в проектировании урока будет формулирование педагогических задач – действий учителя. Педагогическая задача – это описание ситуации, которая раскрывает взаимодействие учителя и детей по поводу достижения определённой цели. По сути, учитель должен определить условия того, как ситуацию «незнания» перевести в ситуацию «знания».
Когда определены задачи учителя, появляется возможность отобрать способы и средства для их решения. Главное – выделить базовую технологию обучения, так как в её логике и будет выстраиваться процесс обучения на уроке, определяться последовательность действий учителя и учеников. При этом технология также должна соответствовать идеям деятельностной парадигмы образования. Можно ориентироваться на классификацию современных технологий построения учебного процесса на проблемной, деятельностной, смысловой, альтернативной, ситуативной, диалоговой основах.
После определения целей, педагогических задач и технологий наступает важный этап разработки технологической карты сценария урока. В сценарии есть возможность детализировать деятельность участников урока, спрогнозировать образовательные результаты. Продумывая сценарий учебного занятия, педагог должен смоделировать ситуацию учения (учебную ситуацию). Согласно концепции ФГОС учебная ситуация является дидактической единицей процесса обучения.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока в форме таблицы, позволяющий структурировать и детализировать содержание и процесс урока по выбранным параметрам. В таблице выделены следующие элементы: этапы урока, содержание деятельности учителя, содержание учебной деятельности, планируемые результаты.
Алгоритм проектирования технологической карты сценария урока определяет последовательность действий педагога в этом процессе.
1. Формулирование темы урока в соответствии с тематическим планом.
2. Формулирование образовательных результатов деятельности учеников.
2.1. Предметные (ПР).
2.2. Метапредметные (МПР) – 3 группы универсальных учебных действий и личностные (ЛР).
3. Заполнение формы оценки результатов (таблица требований к результатам изучения учебной темы или оценочный лист).
4. Формулирование педагогических задач учителя по достижению учениками планируемых результатов.
5. Определение базовой технологии и сопутствующих технологий для достижения планируемых результатов урока.
6. Описание сценария урока в таблице:
Этапы урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учеников |
Планируемые результаты |
Оформление доски (или примечание) |
|
|
|
|
|
Очень важно понимать логику заполнения карты урока. Это поможет учителю осознанно выбирать способы и средства достижения планируемых результатов учеников.
6.1. Заполняется первая графа, этапы урока определяются в соответствии с этапами базовой технологии и типом урока (изучение нового знания [понятие, правило, факты, закономерности] или способа действия; закрепление знаний и умений, способов действий по теме; их обобщение и систематизация; контроль и оценка планируемых результатов по теме).
6.2. Заполняется четвёртая (именно четвёртая!) графа; для каждого этапа урока (технологии) прогнозируется достижение учениками планируемых результатов, которые были сформулированы перед таблицей, их нужно распределить по этапам.
6.3. Заполняется вторая графа, формулируются педагогические задачи учителя и приёмы, методы, формы работы, средства обучения, логика заданий, вопросов, которые он использует для того, чтобы управлять учебной деятельностью по достижению планируемых результатов.
6.4. Заполняется третья графа, описывается деятельность учеников, формы её организации (индивидуальная, коллективная, парная, самостоятельная) по достижению планируемых результатов на каждом этапе урока.
6.5. Заполняется пятая графа, здесь может фиксироваться оформление доски или особые замечания, необходимые для организации процесса обучения, создания условий его успешного протекания.
Таким образом, детальное проектирование технологической карты сценария урока позволит не только описать целостно и системно достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС, спроектировать образовательный процесс по освоению темы, но и осознать эффективность педагогической деятельности, дать обоснованную оценку реализации трудовых функций в профессиональной педагогической деятельности учителя.
© 2019, Широких Аэлита Анатольевна 432