СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование современного урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование современного урока

«Великая цель образования - это не знания, а действия»

Гербер Спенсер

Слова Г. Спенсера как нельзя лучше раскрывают основную мысль ФГОС.

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

В связи с этим между традиционной системой образования и требованиями, которые предъявляет стандарт к современному образовательному процессу, существует несколько противоречий.

Во-первых, классическая модель школьного образования основывается на педагогической идее сведения содержания образования к знаниям, структурируемым учебными предметами (В. Розин). Т.е. огромное количество в общем-то необходимой информации не находит применения в реальной жизни.

Во-вторых, еще сильны традиции школьного образования, тяготеющие к «единственно верной» точке зрения. Даже если ученику дается свобода высказываний, его рассуждения в конечном счете должны подтвердить общепринятую позицию, до одного или нескольких «правильных», выбранных в качестве образца, как правило, соответствующих положениям учебника.

Познавательную активность ученика, интерес к живому обсуждению снижает то, что любой педагог обладает абсолютной компетентностью, владеет «правильными» и «неправильными» ответами. «Верные» ответы, которые надо усвоить (запомнить) ученику, снижают мотивацию к обучению, отбивают желание поиска нестандартных решений, противоречий в изучаемом материале.

В-третьих, школьное образование с его комплексом традиционных методов (лекция, рассказ, работа с текстами учебных пособий) наилучшим образом обеспечивает транслирование готового знания, максимальное усвоение всей информации и контроль над процессом.

В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляется в виде оригинальных текстов, подлежащих исследованию, верификации для построения собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания.

Итак, если раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. Где это прописано? Это прописано в системе требований, предъявляемых ФГОС к ООП

1. Требования к достижению планируемых результатов

2. Требования к структуре ООП ООО.

3. Требования к условиям реализации ООП ООО.

ФГОС выделяет три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Как достичь планируемых результатов?

Как обучать?

Методологической основой формирования УУД является системно-деятельностный подход.

В ФГОС ООО, п. 1 прописано, что системно-деятельностный подход обеспечивает:

Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникает мотивация к этому действию, т.е. ему надо и он хочет получить некоторый результат. Следовательно, к полученной ранее цепочке шагов в действиях по самоизменению добавляется еще один шаг:

Мотивация - пробное действие – затруднение - цель

Итак, наш ученик поставил перед собой цель, что-то узнать или научиться, что-то делать. Как действовать дальше?

  • В культуре веками складывался и сегодня общепризнан как самый короткий и продуктивный путь преодоления затруднений – метод рефлексии, или рефлексивной самоорганизации, описанный в общей теории деятельности. Суть этого метода заключается в том, что в ситуации формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. До этого момента существовали две оппозицию внутри отечественной психологической науки: системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для нового стандарта.

Что значит «деятельность»? Можно ли называть всякую активность человека деятельностью? Нет. Человеческая активность только в том случае является деятельностью, если она приводит к существенному преобразованию ситуации, предмета, созданию чего-то нового в этом преобразовании.

Едва ли не самым распространенным и часто употребительным словосочетанием в преподавательской практике является «учебная деятельность».

Что такое «учебная деятельность»?

Учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных и надпредметных знаний, умений и навыков), - с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.

Формирование любого умения проходит через все методологически обоснованные этапы формирования нового элемента системы:

  1. Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток.
  2. Проблематизация прежнего опыта его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата.
  3. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способностями.
  4. Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный контроль и коррекция.
  5. Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.

Структуру учебной деятельности, исходя из основных методологических принципов, выглядит следующим образом.

Для того чтобы начать изменение себя, учиться чему-либо, учащийся должен дать себе соответствующую установку – цель.

В связи, с чем это может произойти? Если он чего-то не знает или не умеет, а для него это важно. Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал. Он еще не знал, получится ли у него это или нет, но надеялся, что получится, и пробовал, потому что для него важно было это получить. Однако при этом в его действиях возникло затруднение – иначе бы он все сделал до конца и ему не надо было ставить перед собой никакую новую цель. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов учебной деятельности:

Пробное действие – затруднение - цель

затруднения для эффективного достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие действия:

  • Зафиксировать затруднение и подумать;
  • Проанализировать, как выполнялось данное действие, и в каком месте возникло затруднение (исследование - И)
  • Установить, по какой причине оно возникло (критика – К)
  • Поставить перед собой цель, направленную на устранение причин затруднения, а затем построить проект – составить план, определить способ и средства (проект – П);
  • Реализовать построенный проект.

Если коротко сказать, то суть рефлексивного метода заключается в том, что в ситуации затруднения следует искать и устранять его причину, а не, например, искать виновных.

Завершится путь учения – самоконтролем – сопоставлением результата с целью, и самооценкой – определением того, достигнута ли учебная цель и в какой степени.

В основе традиционных теорий учения лежат такие понятия, как «ассоциации», «наглядность», «сочленение наглядности со словом», «упражнения». Основными понятиями теории учения в рамках деятельностной педагогики являются «действия» и «задача»

Ученик в ходе учения, должен изменять себя, приобретать новые знания, умения и способности – именно это является результатом его учебной деятельности. Соответственно, умение учиться – это значит самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою деятельность, рефлексировать ее, контролировать и оценивать.

Если кратко охарактеризовать сущность деятельностной теории учения, то ее можно выразить тремя положениями:

1. Конечной целью обучения является формирование способа деятельности.

2. Способ деятельности может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью.

3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Значит, функция учителя состоит не в том, чтобы формировать у ученика новые знания, умения и способности, - это, как мы видели, работа самого ученика, и если ученик не будет ее выполнять сам, то и его умению «учит себя» просто неоткуда будет взяться.

Поэтому все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

06.01.2019 18:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!