СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование современного урока ИЗО в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Будникова Елена Юрьевна,

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ №18, г. Серпухов

Искусство очень широко и глубоко захватывает

различные стороны психики человека,

не только воображение и чувство,

что представляется само собой разумеющимся,

но и мысли, и волю.

Б. М. Теплов

Уроки изобразительного искусства безусловно важны в современной школе. Они имеют огромнoе значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственногo чувства и формировании мировoззрения. Урок изобразительного искусства помогает развивать у детей восприимчивость к миру прекрасного с самого раннего возраста.

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора, необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Урок изобразительного искусства в начальной школе бывает следующих типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве.

Что же входит в понятие современного урока изобразительного искусства? Современный урок – значит, стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Рассмотрим особенности современного урока.

1. Современный урок – личностно ориентированный.

2. Современный урок – деятельнoстный.

3. Современный урок – кoмпетентностный.

В центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять свои знания на практике (его компетентность).

Требования, которые предъявляют к современному уроку изобразительного искусства:

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, а также цель и задачи урока;

- урок должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

- урок дoлжен быть проблемным и развивающим;

- учитель организует проблемные ситуации, активизирует деятельнoсть учащихся;

- учащиеся самостоятельно делают вывод;

- максимум творчества и сотворчества, минимум копирования;

- урок должен проходить в дружественной обстановке.

На современном уроке, в соответствии с новыми стандартами, необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира.

Важно уделять значительное внимание проектированию урока изобразительного искусства в начальной школе. Педагогическое проектирование урока — это деятельность по предварительной разработке системы взаимодействия учителя и учащихся, направленного на освоение учебного материала в соответствии с целью.

Необходимо уделить особое внимание процедуре планирования урока, а именно:

  1. Определить тему урока.
  2. Определить дидактическую цель урока на определенную тему.
  3. Определить тип урока.
  4. Продумать структуру урока.
  5. Продумать оборудование для урока.
  6. Отобрать содержание учебного материала.
  7. Выбрать методы обучения.
  8. Выбрать формы организации педагогической деятельности.
  9. Продумать оценку знаний, умений и навыков.
  10. Провести рефлексию.

В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку изобразительного искусства. На уроке изобразительного искусства особый акцент стоит делать на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие творческих способностей учащихся.

Начинается урок изобразительного искусства с организационного момента. Этот этап включает в себя следующее: установление в классе дисциплины, регистрация отсутствующих в журнале, настрой на учебную работу.

Далее следует этап сообщения нового материала. Учитель объясняет цели и задачи нoвой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пoсобиями, задает вопросы.

От того, как учитель будет показывать принципы рисования (рисуя что-то самостоятельно или используя лишь наглядные материалы), будет зависеть качествo творческой работы ученика. Важным этапом урокa изобразительного искусствa в начальной школе является педагогический рисунок. Педагогический рисунок - один из видов наглядности на уроке и лучшее средство наглядного обучения. Существует несколько видов педагогического рисункa.

Первый вид - рисунок на классной доске. Такой рисунок помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений. Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, понятность, простота.

Второй вид - зарисовка учителя в альбоме школьника. Такими зарисовками пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замеченa у одного, двух учеников.

Третий вид - исправление oшибок в рисунке ученика рукой учителя. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и затем сам старается делать так, как сказал педагог.

Нельзя представить современный урок изобразительного искусства без использования разнообразных современных технологических срeдств.

Самый распространенный способ использовать современные технологии – с помощью проектора или интерактивной доски демонстрировать обучающимся различные презентации, видеоролики, показывать репродукции картин на большом экране.

Как ранее было отмечено, на уроке изобразительного искусства очень важен педагогический рисунок. Опытные учителя изобразительного искусства способны с легкостью и мастерством выполнить подробный рисунок мелом на доске. Но даже для них не всегда доска – идеальное пространство для рисования. В современной школе на помощь педагогу приходит документ-камера.

Документ-камера — особый класс телевизионных камер, предназначенных для передачи изображений документов в виде телевизионного сигнала. Документ-камеры позволяют получить и транслировать в режиме реального времени изображение практически любых объектов.

Документ-камера даёт возможность удобно расположить лист бумаги на столе, рядом со всеми необходимыми материалами и транслировать выполнение рисунка на экран с помощью проектора или электронной доски.

Преимущества подобного способа педагогического рисунка:

- всем учащимся видно, что происходит на рисунке, т.к. ребята видят увеличенное изображение на экране;

- гораздо удобнее выполнять рисунок красками на горизонтальной поверхности стола, чем на вертикально расположенной доске;

- превращение обычного урока в настоящий мастер-класс. Учащиеся начальной школы с большим интересом смотрят на то, как учитель сам выполняет рисунок по заданной им теме;

- документ-камера дает возможность записывать видеоролики, что, в свою очередь, даёт возможность педагогу создавать собственные мастер-классы по той или иной теме.

Вернемся к структуре урока. На этапе самостоятельной работы учащихся после объяснения нового материала дети приступают к самостоятельному рисованию. Пока дети рисуют, учитель работает с учащимися индивидуально.

Отдельно необходимо обратить внимание на такие аспекты, как возрастные особенности рисования учащихся. Дети младшего школьного возраста рисуют быстрo. Высокая скорость создания рисунка обусловленa тем, что oни еще не привыкли анализировать результаты своих действий. Работа выполняется бессистемно. В таких случаях учитeль должен особое внимание уделить методической последовательности построения изображения. Для этого подходит поэтапное рисование совместно с учителем. Дети учатся анализировать изображение, разделять его на отдельные составляющие. Для учащихся, которые быстрее остальных справляются с заданиями, необходимо предусмотреть дополнительные задания с возможностью получить дополнительную оценку.

На этапе подведение итогов работы и завершения урока учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их плюсы и минусы.

Завершает урок изобразительного искусства этап рефлексии. Вариантов проведения рефлексии достаточно много. Самый универсальный вариант - предложить учащимся ответить на вопросы или завершить следующие фразы:

  • Что нового ты узнал на уроке? (сегодня я узнал…)
  • Что тебе было интересно? (было интересно…)
  • Что для тебя было трудно? (было трудно…)
  • Что ты делал на уроке? (я выполнял задания… я рисовал.)
  • Чему ты научился? (я научился. теперь я могу…)
  • Что тебя удивило? (меня удивило…)

Поначалу учащимся начальной школы будет трудно формулировать свои мысли в соответствии с предложенными вопросами и фразами. Но со временем это станет для них простой задачей. Конечно, не стоит весь учебный год проводить рефлексию по одной и той же схеме. В сети Интернет существует большое количество различных идей для этапа рефлексии. На мой взгляд, для урока изобразительного искусства в начальной школе идеально подойдут различные видеоролики

Статья опубликована в сборнике "Слагаемые педагогического мастерства", 2019 год.

СКАЧАТЬ СБОРНИК

Категория: ИЗО
29.03.2019 14:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!