СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход к обучению, являющийся методологической основой современного урока, предполагает реализацию следующих принципов организации учебного процесса: принцип деятельности (ученик, добывая знания сам, осознает формы своей работы); принцип непрерывности (обеспечивается преемственность между всеми этапами обучения на уроке); принцип целостности (создаются условия для формирования у школьника системного обобщенного представления о мире; принцип творчества (ориентация на приобретение собственного опыта творческой деятельности). В условиях реализации системно-деятельностного подхода меняется и роль учителя: от управления познавательной деятельностью он переходит к роли организатора учебной деятельности школьников, наставника. В этих условиях эффективным и результативным способом организации образовательного процесса на уроках русского языка, русского родного языка и литературы, отвечающим современным требованиям, является «метод проектов».

Под «методом проектов» понимается организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс учебных действий, завершающихся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Основу метода проектов составляет групповая учебная деятельность, построенная на основе проектирования, т.е. умении выстраивать свою деятельность по схеме: постановка проблемы – поиск решения ее (планирование работы по решению проблемы) – выполнение плана работы – продукт деятельности – презентация – рефлексия.

Реализация «метода проектов» как способа организации учебной деятельности включает в себя 4 основных этапа: 1. Подготовительный; 2. Этап планирования; 3. Организационный этап; 4. Завершающий этап. На подготовительном этапе определяются тема, цели, проекта, подбирается рабочая группа. На данном этапе учитель мотивирует учащихся, помогает определить цели проекта. Обучающиеся обсуждают тему и цели проекта, при необходимости получают дополнительную информацию. На 2-м этапе определяются источники информации, способы ее сбора и анализа, способы представления и оценки результатов, распределяются обязанности. Дети на этом этапе формируют задачи проекта, вырабатывают план действий, выбирают свои критерии успеха проектной деятельности. Учитель предлагает идеи, наблюдает за работой детей. На организационном этапе дети собирают и уточняют информацию, обсуждают возникшие альтернативы, выбирают оптимальный вариант хода проекта, поэтапно выполняют исследовательские задачи. Учитель косвенно руководит деятельностью обучающихся. Последний, завершающий этап можно разбить на 3 подэтапа: 1 – формулирование выводов, анализ информации, подготовка отчета; 2 – защита, отчет; 3- рефлексия, анализ выполнения проекта. Дети оформляют проект, представляют его, участвуют в коллективной оценке. Учитель советует (по просьбе детей), при необходимости направляет процесс анализа, оценивает проект.

Проекты можно классифицировать:

  1. По содержанию: монопредметные, межпредметные, надпредметные.
  2. По методу, доминирующему в проекте: творческие, исследовательские, игровые, информационные, практико-ориентированные.
  3. По продолжительности: мини-проекты (несколько недель), средней продолжительности (несколько месяцев), долгосрочные (в течение года).
  4. По количеству участников: коллективные, групповые, индивидуальные.

Метод проектов можно удачно применять на уроках русского языка, русского родного языка, литературы в 5-11 классах при изучении большого количества тем. Подобная форма работы школьников при условии ее грамотной педагогической организации создает предпосылки для развития всех видов универсальных учебных действий школьников, способствует росту мотивации к изучению предмета.

Категория: Русский язык
24.11.2022 14:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!