СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Р. Ермошин,
Учащийся МБОУ «Гимназия №11»(Бийск);
Научный руководитель – О.А. Голубева
Исследовательский проект
«Влияние музыки на живые организмы»
(на примере комнатных растений – фуксии, пеларгонии).
Цель проекта: выявить, какая музыка влияет на рост и развитие растений, на примере цветов: «Фуксии», «Пеларгонии».
Задачи:
- изучить научную информацию о растениях «Фуксии», «Пеларгонии».
- провести исследование в домашних условиях по изучению воздействия музыки на растения, выбрать музыку для исследования.
- наблюдать, воздействие музыки на объект исследования.
- провести анализ результаты наблюдения.
- сделать вывод о воздействии музыки на рост и развитие растений.
- представить презентацию своего проекта на научно-практической конференции.
Тип проекта: исследовательский
Предмет исследования: музыка различных направлений
Методы исследования: сбор информации, наблюдение, сравнение, анализ.
Мы провели исследование воздействия музыкального искусства на рост и развитие комнатных растений. При работе над данной темой перед автором встали проблемные вопросы:
- может ли музыка воздействовать на растения?
- музыка, какого направления и стиля воздействует на рост и развитие растений?
Объект исследования: комнатные растения – Фуксия, Пеларгония.
Оборудование и материалы: 7 комнатных растений Пеларгонии, 2 Фуксии.
Музыкальные записи: А. Вивальди Времена года «Весна», музыка группы «Черный кофе» «Деревянные церкви Руси», звуки природы, 1часть 40 симфонии Моцарта, рок-группа «Король и шут», «Лесник».
«Дневник наблюдений».
На основе собранной информации создана презентация.
Сроки эксперимента: 7 октября 2018 года - 30 апреля 2019 года.
Актуальность исследования в том, что с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений. А музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и живые организмы.
Уже проведено много исследований о влиянии музыки на рост и развитие растений и на основании результатов составлены рекомендации, как с помощью музыки стимулировать рост растений и прорастание семян. Особая роль изучения влияния музыки на растения принадлежит индийскому ученому, профессору ботаники Т. Ц. Сингху, из университета Аннамалай в штате Мадрас. Он одним из первых, начиная с 1950 г., обратил внимание на высокую чувствительность растений к звукам, музыке и даже танцам!
Многочисленные опыты показали, что растения неравнодушны к музыке и чутко реагируют на нее скоростью роста и плодоношением.
У них даже выявлены «музыкальные вкусы». Например, «угощение» в виде скрипичных сонат Баха так «понравилось» пшенице, что урожайность на поле канадского специалиста Кэмби повысилась на 66%.
Некоторые ученые считают, что росту растений способствует только классическая музыка, а джазовая его задерживает, т. к. в ней преобладают резкие, визгливые, громкие звуки, плохо переносимые растениями.
Очень интересными были также исследования по изучению действия музыки на растения, проведенные в 70-е г. г. американским музыкантом и певицей Дороти Ретеллэк. Ее первые опыты показали большую биологическую эффективность музыки и неодинаковость реакции растений на нее. Она выращивала различные растения под звуки классической музыки и под музыку в стиле хард-рок. Там, где звучала классика, были хорошие урожаи, а там, где звучал хард-рок, все растения погибли. Свои исследования она описала в книге «Звук музыки и растения», результаты которых стали настоящей сенсацией. Мы решили таким же образом провести исследование.
Наш эксперимент начался 07.10.2018 года.
Для исследования мы выбрали комнатные растения - две Фуксии, использовались записи 1части 40 симфонии Моцарта и рок – группы Король и шут «Лесник».
В течение 2 месяцев автор ухаживал за растениями, создавая одинаковые условия.
Первую неделю: каждый день включал фуксии №1 классическую музыку по 7 минут.
Фуксии №2 включал рок музыку по 4минуты.
Вторую неделю: каждый день включал фуксии №1 классическую музыку по 30минут.
Фуксии №2 включал рок музыку тоже по 30минут.
Следующие недели: каждый день включал фуксии №1 классическую музыку по 1часу.
Фуксии №2 включал рок музыку тоже по 1часу.
В ходе эксперимента было установлено, что в течение первой недели растения развивались одинаково.
В течение второй и третьей неделях: особых изменений не наблюдалось.
В конце четвертой недели у фуксии №1 появились цветочные бутоны, а у фуксии №2 – они отсутствовали.
В конце пятой недели у фуксии №1 появились большие цветы, а у Фуксии №2 только начали появляться бутоны.
Так же в конце пятой недели у Фуксии №1 листочки были крупнее и здоровые, а у Фуксии №2 были маленькие, желтели и некоторые опадали.
В течение шестой недели фуксия №1 цвела обильно, а у фуксии №2 постепенно медленно развиваются бутоны.
На протяжении седьмой недели: фуксия № 1 цвела и уже 2 цветка отцвели, а у фуксии №2 продолжали развиваться бутоны и цветение пока не начиналось.
Автор пронумеровал цветочные растения «Пеларгонии».
№1 и №5-звуки природы (пение птиц, журчание ручья, шелест листьев).
№2 и №6-песня группы черный кофе (деревянные церкви Руси).
№3 и №7-Вивальди (Весна).
№4 без музыки.
Первые 3 дня музыка у всех растений была по 5 минут.
4-6 день по 15 минут (4 день у №4 появился росток) (5 день №1 и №2 росток) (6 день №3 №6 и №7 росток)
7 день – 30 минут (на 10 день №5 появился росток)
№6 росток после прослушивания группы «Чёрный кофе» на 17 день начал погибать. Листочки завяли, а стебель накренился в бок.
№2 росток после прослушивания группы «Чёрный кофе» на 20 день начал накреняться, и начали желтеть листья. 27 день все листья пожелтели.
В результате эксперимента было замечено, что классическая музыка (а именно - 1 часть 40 симфонии Моцарта, и А. Вивальди «Весна») благотворно влияют на рост и развитие Фуксии и Пеларгонии. У растений развились крупные листья, Фуксия обильно цвела. Рок-музыка (а именно - песня "Лесник" группы "Король и шут") не показала таких же результатов, бутоны развивались медленно, листья оставались маленькими, желтели и некоторые опадали. Музыка рок-группы «Чёрное кофе» привела к полной гибели ростков «Пеларгонии». Таким образом, стиль музыки, которую слушает растение, имеет большое влияние на его рост и развитие.
Проведенные исследования и вся практика использования музыки в растениеводстве и цветоводстве служат развитию науки. Чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью живописи, музыки и других видов искусства. Гармоничная музыка является особой панацеей от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду, способны сделать мир прекрасней, а человека - совершенней.
Список литературы:
Интернет - источники:
1.
© 2021, Голубева Ольга Анатольевна 665