СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе значительно возросла значимость реализации профориентационной деятельности. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым возрастом. Это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии.

В настоящее время существует более 7 000 профессий. По своей специальности не работает около половины населения России (52 %). После окончания профессиональных учебных заведений, желающих работать по специальности ждет основное препятствие – ситуация на рынке труда (полученная специальность оказывается невостребованной, низко оплачивается или же, наоборот, конкуренция на рынке труда настолько высока, что трудоустроиться практически невозможно). В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения детей, особенно интернатных учреждений. Очень важно уделить внимание организации сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества. Каждый регион формирует свой запрос на рабочую силу. Потенциальные работодатели стремятся отобрать лучших работников, способных успешно и максимально эффективно выполнять свои обязанности. В связи с этим необходимо заниматься профессиональной ориентацией детей-сирот как можно раньше, а именно со среднего школьного возраста. Когда ребенок воспитывается в условиях интернатного учреждения и формирование способности к самоопределению осложняется не только психическими особенностями развития, но и условиями проживания.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику ребенка через специально организованную деятельность общения.

Сущность профориентации, как общественной проблемы проявляется в том, что необходимо преодолеть противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и профессиональными устремлениями молодежи. Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями.

Время от времени возникает вопрос, нужна ли в детском доме профориентационная работа? Если согласиться с мнением, что профориентация нужна, возникает другой вопрос. Когда начинать эту работу? Мнение же психологов заключается в том, что в 5-8 классах дети - усваивают не только учебную, но и другую, часто более значимую для профориентации культурную информацию. В это время, необходимо вести с детьми разговоры о сути человеческого труда и о его социальной востребованности, о мире профессий.

Исходя из запросов общества, необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в детском доме, приводить ее в соответствие с требованиями времени. Этим задачам отвечает программа по профориентации воспитанников детского дома среднего школьного возраста.

Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы воспитанник уже в среднем школьном возрасте почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта. Этому, безусловно, способствует организация социально-значимой деятельности. Учитывая возрастные особенности детей этого возраста, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, нами разработана программа, которая направлена на воспитанников 5-7 –х классов в рамках предпрофильной подготовки.

Актуальность профориентационной помощи детям среднего школьного возраста возрастает в связи с повышающимися требованиями современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. Своевременно оказанная профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности. В силу психологических особенностей среднего школьного возраста изменение нравственной основы общения становится предпосылкой самореализации и самоутверждения подростка в коллективе и его профессионального самоопределения. При этом главным становится воспитание общественно ценной мотивации деятельности, потому что именно в этом возрасте наиболее успешно происходит развитие мотивов труда и выбора профессии. Если упустить этот этап, то может появиться опасность несбалансированности между воспитанием предприимчивости и желанием заниматься общественно полезной деятельностью. Вместе с тем, для профессиональной ориентации подростков принципиальное значение имеют те виды деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, о младших и людях пожилого возраста.

Основным направлением педагогической деятельности нашего учреждения является подготовка воспитанника к самостоятельной жизни. Воспитательная работа учреждения подчинена именно этой цели. Одним из направлений подготовки воспитанников к самостоятельной жизни является подготовка к выбору профессии.

Следовательно, профессиональная ориентация детей-сирот – это действительно актуальная, серьезная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями всех участников образовательного процесса.

Формирование профессиональной ориентации воспитанников детского дома среднего школьного возраста должно осуществляться в ходе специально организованной деятельности. Профессиональная ориентация рассматривается нами как целенаправленная воспитательная и образовательная деятельность, направленная на подготовку воспитанников к осуществлению сознательного, адекватного собственным способностям и интересам, а также потребностям государства профессионального выбора путем вооружения их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также формирования у них трудовой (профессиональной) направленности. Направленность предполагает совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения. Таким образом, формирование трудовой направленности личности нацелено на создание у воспитанников среднего школьного возраста потребности и личностно значимой мотивации к труду, профессиональному самоопределению и деятельности. Результатом процесса профессиональной ориентации в среднем школьном возрасте является осознанное и адекватное самоопределение, умение сделать предпрофессиональный выбор исходя из своих интересов, склонностей, способностей (кружки, секции). Помощь воспитанникам в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе (Образ «Я»), своих интересах, способностях, предпочтениях; о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности); соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

Таким образом, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности воспитанника с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, он мог в полной мере реализовать себя в профессии.

07.11.2018 12:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП