СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессионально-педагогическое образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Двойное толкование понятия «инженерно-педагогическое образование» (как процесса и результата) согласуется с определениями понятия «образование», представленными в учебнике «Профессиональная педагогика» и отраженными в словарях. Инженерно-педагогическое образование может быть определено также как система трех компонентов: во-первых, это совокупность профессиональных образовательных программ и государственных стандартов среднего и высшего специализированного профессионального образования; во-вторых, это сеть реализующих их средних и высших учебных заведений различных организационно-правовых форм, типов и видов (индустриально-педагогические техникумы и колледжи, инженерно-педагогические высшие учебные заведения, инженерно-педагогические факультеты и кафедры в технических и сельскохозяйственных вузах); в-третьих, это органы управления инженерно-педагогическим образованием - Министерство образования РФ и Учебно-методическое объединение по ППО. Специализированный характер профессиональных образовательных программ и государственных образовательных стандартов в инженерно-педагогическом образовании определяется необходимостью включения в них компонентов, присущих инженерно-технической, психолого-педагогической и производственной (по рабочей профессии) подготовке. Данная необходимость обусловлена потребностью в специалистах для ведения педагогической, инженерно-педагогической, инженерно-технической, производственной и административной деятельности в системе технических учебных заведений начального и среднего профессионального образования, в отделах технического обучения и структурных подразделениях предприятий и организаций, в отраслевых учебно-курсовых комбинатах. В основном инженерно-педагогическое образование ориентировано на различающуюся по направлениям и уровням профессионально-техническую сферу начального профессионального образования. При этом последняя специализирована также по отраслям экономики (металлообработка, производство черных металлов, электротехническое производство, эксплуатация и ремонт оборудования электростанций и сетей, химическое производство, строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, лесозаготовительные работы, деревообрабатывающее производство, транспорт, общественное питание, торговля и производство пищевой продукции, полиграфическое производство, сельское хозяйство и др.). Понятие «инженерно-педагогическое образование» в настоящее время перекрывается и поглощается более широким понятием «профессионально-педагогическое образование», которое введено в научный оборот Г. М. Ро-манцевым в начале 1990-х гг. Его появление связано с новыми потребностями систем начального и среднего профессионального образования, рынка труда, с появлением новых профессий. При этом, по мнению А. М. Новикова, заметными стали процессы расширения профессионального обучения на непроизводственную (нетехническую) сферу с реальным превращением начального профессионального образования из традиционного профессионально-технического образования в современное профессиональное. Новое понятие детерминирует расширение содержательного поля педагогической деятельности педагогов профессионального обучения. В рамках профессионально-педагогического образования наряду со сложившимся инженерно-педагогическим образованием реализуются программы подготовки специалистов для «нетехнических» учебных заведений всех уровней и типов, например библиотечных, культурно-просветительских, медицинских и т. п. Содержанием педагогической деятельности специалиста, подготовленного в системе профессионально-педагогического образования, является профессия как относительно постоянный вид трудовой деятельности, характеризуемый, в частности, специальными знаниями и умениями, а также способами и характером взаимодействия человека с теми или иными технологиями. Очевидно, что для успешности такой трудовой деятельности человеку требуется получить определенную подготовку, осуществляемую профессионально-педагогическими работниками. Данные обстоятельства обусловливают интегративность деятельности специалистов профессионального обучения, учитывающую взаимодействие в процессе труда различных знаний и умений: психолого-педагогических, специальных отраслевых и производственно-технологических. Кроме того, производственно-технологический компонент такой деятельности определяет еще одну специфическую особенность подготовки педагога профессионального обучения - обязательное получение рабочей профессии. Важным результатом процесса подготовки специалиста в системе профессионально-педагогического образования является не только сформированная система знаний, умений и обобщенных способов выполнения профессиональных функций, но и, прежде всего, профессионально ориентированная личность, способная к самореализации. Таким образом, профессионально-педагогическое образование, с одной стороны, это процесс формирования специалистов, обеспечивающих подготовку человека к деятельности по конкретной профессии; с другой стороны, как самостоятельная система профессиональных знаний, навыков, умений и опыта - это результат. В связи с этим следует отметить отличие понятий «профессионально-педагогическое образование» и «педагогическое образование». Профессионально-педагогическое образование обеспечивает реализацию образовательных программ при обучении профессиям в учреждениях профессионального образования, а педагогическое - общеобразовательных, в основном предметных программ общего среднего образования. Поэтому обсуждаемые понятия по отношению друг к другу следует считать независимыми. Такой вывод подтверждают результаты сопоставления этих видов подготовки между собой и с инженерно-техническим образованием (табл. 1). Итак, понятие «профессионально-педагогическое образование» имеет следующее содержание: это процесс формирования личности, способной к эффективному осуществлению подготовки человека к деятельности по конкретной профессии, к выполнению полного спектра профессионально-педагогических функций, а также к самореализации в профессиональной деятельности. При понимании профессионально-педагогического образования как результата данный термин обозначает усвоенную человеком совокупность специальных знаний, умений и навыков, социально и профессионально важных качеств, позволяющих ему успешно работать в сфере профессионального образования.

Таблица 1. Отличия видов высшего профессионального образования

Особенности образования

Вид профессионального образования

Педагогическое

Профессионально-педагогическое

Инженерно-техническое

Ориентация подготовки специалистов

На общеобразовательный предмет (предметы)

На группу рабочих профессий, на профессионально-квалификационные требования к рабочим

На продукты и процессы производства товаров и услуг

Особенности технологической подготовки студентов к будущей деятельности специалиста

Изучение частных методик, рецептурное овладение методикой обучения

Освоение приемов проектирования и реализации собственных методик подготовки рабочих по спектру профессий и обязательное получение квалификации по рабочей профессии

Общеотраслевые и конкретные технологии

Реализация профессиональной направленности образовательного процесса

Предметно-педагогическая направленность, проявляющаяся в частных методиках и в процессе педагогической практики

Профессионально-педагогическая направленность на глубокую интеграцию дисциплин психолого-педагогического и инженерно-технического компонентов образования

Ориентация всех учебных предметов на процессы и оборудование промышленного производства

Особенности профессиональной деятельности выпускников

Репродуктивная педагогическая деятельность с минимальным варьированием содержания предмета и методики обучения

Педагогико-проектиро-вочная деятельность, связанная с учетом специфики и перспектив развития предприятий региона; реализация собственных образовательных технологий, сочетание производственного обучения с производительным трудом '

Конструирование, эксплуатация оборудования, проектирование предприятий и технологий, внедрение технологий

В педагогической науке и образовательной практике России понятие «профессионально-педагогическое образование» стало использоваться с 1992 г. В настоящей работе этот термин употребляется нами при изложении результатов исследования состояния и развития данного вида образования и в более ранние периоды времени. При этом инженерно-педагогическое образование, являющееся прототипом профессионально-педагогического, понимается как его часть и проявление. Употребляемый в работе термин «педагог профессионального обучения» обозначает утвержденное в 2000 г. наименование квалификации для лиц, получивших высшее профессионально-педагогическое образование. Кроме того, это обобщающее название персонала, занятого в образовательном процессе учебных заведений начального профессионального образования на административных должностях или в качестве преподавателей общетехнических, специальных и общеобразовательных дисциплин, старших мастеров, мастеров производственного обучения и др. В научной литературе, касающейся проблем педагогического образования в части подготовки школьного учителя, также применяется термин «профессионально-педагогическая деятельность». По определению В. А. Сластенина, данная деятельность осуществляется как вид социальной деятельности, создающей условия для развития личности и обеспечивающей усвоение подрастающим поколением культуры и опыта человечества, готовность личности к выполнению определенных социальных ролей в определенном обществе. Более конкретное наполнение данного понятия дано 3. М. Большаковой: профессионально-педагогическая деятельность- это особый вид профессиональной творческой деятельности педагога, направленной на передачу социокультурного опыта детям посредством образования и создание условий для их развития. Данные определения выделяют педагогическую деятельность как профессиональную, сосуществующую в обществе наравне с другими видами деятельности: профессиональной юридической, профессиональной медицинской, профессиональной экономической и др. Для осуществления перечисленных видов деятельности необходимо получение соответствующего профессионального образования, например юридического, медицинского, экономического и др. Аналогично образование, направленное на подготовку учителя и реализуемое в педагогических вузах, как правило, называют педагогическим. Однако, в отличие отданной логики, для передачи этого смысла употребляют также термин «профессионально-педагогическое образование» (профессиональное педагогическое). Он совпадает с названием исследуемого нами самостоятельного вида образования -профессионально-педагогического, в рамках которого осуществляется подготовка педагогов профессионального обучения, что приводит к недопустимому смешению двух совершенно разных по смыслу понятий. Проведенное рассмотрение систем педагогического и профессионально-педагогического образования с позиции общественного предназначения их выпускников для реализации соответствующей профессиональной деятельности позволяет еще раз подчеркнуть отличие данных образовательных систем, заключающееся в следующем. Система педагогического образования (в понимании В. А. Сластенина- профессионального педагогического или профессионально-педагогического) направлена на подготовку учителей для профессиональной педагогической деятельности при обучении общеобразовательным предметам в системе общего среднего образования (предметная область - общеобразовательные дисциплины). Система профессионально-педагогического образования осуществляет подготовку педагогов профессионального обучения для профессиональной профессионально-педагогической деятельности при обучении профессии преимущественно в системе начального профессионального образования (предметная область - профессия). С целью обеспечения четкости изложения и во избежание вынужденной тавтологии мы в данной работе придерживаемся следующего понимания:

  1. система педагогического образования направлена на подготовку учителей для осуществления педагогической деятельности при обучении общеобразовательным предметам;
  2. система профессионально-педагогического образования направлена на подготовку педагогов профессионального обучения для осуществления профессионально-педагогической деятельности при обучении профессии.

Анализ профессионально-педагогического образования в быстро меняющихся социальных условиях предусматривает рассмотрение динамики его функций по отношению к человеку и обществу в целом и уточнение их. Целесообразно такой анализ осуществлять, сопоставляя функции профессионально-педагогического образования с функциями образования в целом. Это объясняется, во-первых, значимостью последних для определения путей развития профессионально-педагогического образования и, во-вторых, проявлением в них активных связей системы образования с другими социальными системами, позволяющими определить координаты и роль образования в общественной структуре. В качестве одного из методологических положений для изучения функций образования выделяется положение об обусловленности содержания функций поставленной целью (Е. П. Белозерцев, В. М. Димов, В. А. Копылов, В. Д. Попов). Действительно, достижение поставленной цели составляет сущность и основное назначение функций любой системы. Следовательно, в функциях образования отражена целеполагающая часть его деятельности, детерминированная социально-экономическими потребностями общества. Поэтому такие функции можно рассматривать как основные направления деятельности образовательной системы по реализации наиболее существенных общественных целей. Принимая, что деятельность современной системы профессионально-педагогического образования необходимо направить на удовлетворение потребностей экономики, общества и личности, можно ее функции обозначить как связанные с целями, детерминированными данными потребностями. Такой подход позволяет принимать во внимание известные функции образования, достаточно разнообразно и разнородно определенные ранее в педагогических, социологических и экономических исследованиях. Профессионально-педагогическое образование может выполнять экономическую и социальную функции. Первая из них определяется участием образования в воспроизводстве рабочих кадров посредством формирования профессионального потенциала членов общества, вторая направлена на формирование всесторонне развитой личности. В других исследованиях эти функции описываются следующим образом:

  1. экономическая - участие в воспроизводстве рабочей силы путем формирования профессионализма членов общества;
  2. социально-экономическая - подготовка работников общественного производства с учетом технологического содержания труда и его общественно-политических условий;
  3. социальная - формирование всесторонне развитой личности.

Возможны варианты.определения и дополнительных функций, присущих профессионально-педагогическому образованию. Так, к экономической и социальной функциям В.Д.Попов добавляет идеологическую. В. М.Димов включает в этот перечень функции накопления интеллектуального потенциала, передачи культурного наследия молодому поколению и коммунистического воспитания. Определяя в качестве основных и непосредственных функций образования обучение и воспитание, В. А. Копылов дает их более широкую трактовку, выделяя функции обучения, воспитания, народнохозяйственную, политическую, духовную и социальную]. В данной работе мы ориентировались на подход, учитывающий подразделение функций образования на экономическую и социальную с более дробным делением их на составляющие. Другим представляющим интерес методологическим подходом характеризуется позиция Л. Н. Когана, которым выделены следующие функции образования: трансляция знаний и социального опыта от поколения к поколению; обеспечение адаптации человека в той или иной социальной системе; челове-котворчество, воспитание, гуманизм - социализация и развитие личности; ценностная ориентация личности в разноплановой культуре; идеологизация, обеспечивающая усвоение личностью идеологии того или иного класса. Такое представление функций профессионально-педагогического образования воз- можно при необходимости более дифференцированного анализа, например при описании педагогической деятельности как профессии. хотя, на наш взгляд, данное представление является неравномерным по емкости и не сгруппированным по направлениям действий. Развитие представлений о сущности функций профессионально-педагогического образования возможно с учетом мнения Ф. Р. Филиппова, выделяющего из них подготовку молодежи к труду, взаимодействие системы образования с социальной структурой общества, взаимодействие системы образования с социалистической общенародной демократией, взаимодействие системы образования с духовной жизнью общества, всестороннее развитие личности. Такой подход интересен тем, что расширяет рассмотрение функций в части взаимодействия системы образования с социальной структурой, общенародной демократией и духовной жизнью общества, позволяет более четко определить роль и значение функций образования в социально-экономической жизни общества. Хотя очевидно, что функция взаимодействия системы образования с социалистической общенародной демократией сегодня не актуальна. Более близким к нашей трактовке является подход, связывающий предназначение системы профессионально-педагогического образования с удовлетворением потребностей экономической, политической и культурной сфер общества, представляющих в процессе взаимодействия общество как целостность. По мнению Е. П. Белозерцева и А. В. Кооп, с этих позиций правомерно выделение профессионально-экономической, социально-политической и культурно-гуманистической функций образования. При этом профессионально-экономическая функция образования обусловлена прежде всего взаимодействием с производительными силами общества. Социальная и политическая сферы жизнедеятельности общества определяют социально-политическую функцию. Развитие духовной культуры общества и формирование в нем личности отражает культурно-гуманистическая функция. Включенный в данный контекст гуманистический аспект образования предполагает необходимость общения и сотрудничества членов общества как основы для взаимопонимания между людьми разных взглядов, национальностей и вероисповеданий. Данный подход используется в нашей работе при анализе функций профессионально-педагогического образования. Развивая отмеченные представления о функциях профессионально-педагогического образования, необходимо учитывать, что данный вид образования как социальный институт выполняет также следующие обобщенные, универсальные функции:

  1. обеспечивает устойчивость социальных отношений как в сфере профессионального образования, так и в других сферах общественных отношений;
  2. сохраняет «чистбту» социальных общностей в рамках данного вида образования независимо от постоянной смены их членов;
  3. усиливает социальные связи и внутригрупповую сплоченность учащихся и педагогического персонала;
  4. осуществляет контроль за отклоняющимся от установленных норм и образцов поведением;
  5. поощряет желательное с точки зрения общества поведение социальных групп в сфере обучения и воспитания и их взаимодействие в рамках гуманизации образовательного процесса, осуществления демократических инноваций, педагогики сотрудничества и др.

Названные функции профессионально-педагогического образования имеют общий, не конкретизированный по отношению к отдельным сферам общественной жизни характер. Между тем, как показано выше, рассматриваемая система профессионально-педагогического образования выполняет в обществе ряд вполне определенных экономических, социальных, культурных функций. К экономической функции относится, в первую очередь, насыщение профессиональной структуры общества и подготовка профессионально-педагогического персонала соответствующей квалификации. Профессионально-педагогическое образование воздействует на экономику опосредованно, через подготовку педагогов профессионального обучения, от уровня подготовки и качества деятельности которых в значительной мере зависит кадровый состав работников производства, реализующих преимущественно функции рабочих профессий и определяющих эффективность производства. Социальными функциями профессионально-педагогического образования являются воспроизводство и изменение социальной структуры общества, ее конкретных элементов. Прямо и непосредственно воспроизводятся слои профессионально-педагогических работников, косвенно, опосредованно (через начальное и среднее профессиональное образование) - различные слои, группы, отряды рабочих. Профессионально-педагогическое образование способствует сохранению в обществе социальной мобильности (хотя, разумеется, она определяется и целым рядом других факторов), которая охватывает как педагогических работников, так и лиц, занятых в рабочих профессиях. Последнее особенно важно в связи с возрастанием общественной потребности в высококвалифицированных рабочих, а это значит, что традиционно понимаемого начального профессионального образования становится явно недостаточно. Профессионально-педагогическое образование объективно способствует (путем подготовки педагогических кадров) росту потребности будущих рабочих в знаниях, в совершенствовании собственного образовательного уровня и преодолению таким образом «тупикового» характера начального профессионального образования. С этим связана и культурная функция профессионально-педагогического образования. Его получение стимулирует процессы пробуждения и реализации потребностей личности в создании, потреблении и распространении ценностей культуры. Данное образование (как и все другие виды профессионального образования) преследует в качестве одной из своих важнейших целей создание условий для формирования и развития творческой деятельности, совершенствования культурного уровня будущих педагогов профессионального обучения. В этом смысле культурная функция профессионально-педагогического образования состоит в воспроизводстве и развитии материальной и духовной культуры определенных слоев и групп как учащейся, так и работающей молодежи. Выделение этой функции указывает на ошибочность восприятия профессионально-педагогического образования как инструмента для удовлетворения лишь общественных потребностей. Сточки зрения современных представлений о гуманизации образовательной сферы профессионально-педагогическому образованию необходимо ориентироваться не только на потребности государства и общества, хотя очевидно, что оно должно удовлетворять и их (социальная ориентация профессионально-педагогического образования).

30.05.2017 21:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП