СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессионализм педагога и успех детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определяющее значение для успеха реализации сотворчества и партнерства в дополнительном образовании детей имеет профессионализм педагога, его возможность пережить вместе с детьми минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.

Высокий профессионализм — это создание ситуации успеха для каждого ребенка.

К. Д. Ушинский отмечал, что только успех поддерживает интерес ребенка к обучению. А интерес появляется только тогда, когда педагог порождает в ребенке вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Давно отмечено, что если ребенку удается добиться успеха в познавательной деятельности, то у него есть все шансы на успех в жизни. Профессионализм педагога и успех ребенка — неразрывны, непрофессионал может лишить ребенка веры в себя. «Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения», – утверждает ученый А. С. Белкин.

Что же такое ситуация успеха? (см. схему). «Ситуация» – это определенная совокупность условий, обеспечивающих успех, а «успех» – результат подобной ситуации.

Педагог должен помнить, что любое занятие, независимо от его названия - «развитие речи», «хореография» или «картинг», должно быть связано с получением радости и удовольствия. Свою радость ребенок несет другим. Очень важно, чтобы именно его успех и радость были замечены педагогом, родителями и другими детьми и публично одобрены. Поощрение от окружающих будет вселять уверенность, повышать статус личности, чувство собственного достоинства. Без успеха у ребенка пропадает интерес к обучению.

Педагог-профессионал должен помнить, что достижение успеха затруднено рядом обстоятельств: возрастными особенностями психофизиологического развития, недостатком знаний и навыков. Поэтому педагогически оправданным считается организация для ребенка ситуации успеха над выполнением самостоятельной работы в сотворчестве и в партнерстве с помощью ряда операций в эмоционально доброжелательной атмосфере радости и одобрения, создаваемых как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации: «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…», «Люди учатся на своих ошибках и находят разные способы решения проблемы…», «Это что-то особенное!»), так и невербальными (доброжелательная мимика, определенные жесты) средствами и приемами.

В настоящее время под влиянием социально–экономических условий значительно повысились требования к обучению и воспитанию в учреждениях дополнительного образования детей. Они требуют развития таких типов человеческих отношений как партнерство и сотворчество, способствующих становлению личности.

Одними из характерных черт в личностно-ориентированной педагогике дополнительного образования является сотворчество педагога и дошкольника. Эта черта придаёт повседневному процессу обучения и воспитания универсальность. Взаимодействие детей с педагогами в процессе сотворчества строится на основе душевности, защищенности и комфортности, доверия и открытости и личной ориентированности. Другая характерная черта в общем важном и нелёгком деле дополнительного образования детей является партнерство педагога и родителей. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности, в веру в ребенка и его возможности. Каждый педагог всегда должен ориентироваться на основные типы взаимодействия — партнерство и сотворчество.

Существуют различные виды сотворчества; социальное, межличностное, педагогическое и др. В педагогическом энциклопедическом словаре - термин «Сотворчество» определяется как форма совместного (с кем-то, с чем-то творчества, самореализация своих творческих возможностей в некоем общем продукте. Сотворчество может быть соавторством, когда группа детей, например, на занятиях по развитию речи совместно сочиняют короткий рассказ по картинке, отгадывают ребус или кроссворд выдавая общий ответ, как результат всеобщих усилий. Сотворчество может быть безличным, когда ребенок берет результаты труда педагога по развитию речи, например, при составлении краткого пересказа или анализа звукового состава слова, и при исполнении, копировании, использования вносит что-то свое, что придает старым и известным вещам новизну. Таким образом, сотворчество широко используется как дидактический метод в формах организации обучения детей на занятиях в индивидуальных творческих заданиях.

Сотворчество на занятиях по развитию речи можно представить, с одной стороны, как общение педагога и ребенка с помощью речевой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные), а с другой стороны, как совместное преобразование действительности — речи ребенка. Например, выполнение практических заданий по развитию речи включает в себя как коллективное и самостоятельное творчество дошкольников при поддержке и помощи педагога, с наглядным (невербальным) показом примера выполнения того или иного задания педагогом.

Большое место в моей работе занимает игровая деятельность. В ней наиболее ярко сотворчество и партнерство педагога и ребенка, именно в ней устанавливается психологический контакт, личностный подход, разделение функций между взрослым и ребенком, формирование и достижение совместных целей в сотворчестве и партнерстве. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых, полагал Д. Б. Эльконин. Игра — один из способов познания ребенком мира взрослых, и поэтому она должна носить сотворческий и партнерский характер.

На занятиях по развитию речи старшие дошкольники утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. По мнению академика А.С.Белкина дети тогда смогут получать удовольствие от процесса познания, когда каждый из них будет чувствовать себя на занятиях «единственным и неповторимым среди всех других единственных и неповторимых».

07.02.2016 19:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!