СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Стадии профессионального выгорания

Первая стадия:

* приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний; * исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;

* возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия:

* возникают недоразумения с коллегами;

* появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья стадия:

* притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;

* безразличие ко всему.

Симптомы профессионального выгорания

ПЕРВАЯ ГРУППА

Психофизические симптомы:

* чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

* ощущение эмоционального и физического истощения;

* снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);

* общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

* частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

* резкая потеря или резкое увеличение веса;

* полная или частичная бессонница;

* постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

* одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

* заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

ВТОРАЯ ГРУППА

Социально-психологические симптомы:

* безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

* повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

* частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств); * немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;

* постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

* чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

* чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

* общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА

Поведенческие симптомы:

* ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;

* сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

* постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

* чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

* невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

* дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания.

Во-первых:

* хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

* высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

* опыт успешного преодоления профессионального стресса;

* способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

* высокая мобильность;

* открытость;

* общительность;

* самостоятельность;

* стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

* способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Профилактика профессионального выгорания

* НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.

* НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

* НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

* НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

* Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

* Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

* Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

* Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Категория: Всем учителям
27.04.2017 21:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!