СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика школьной дезадаптации выпускников начальной школы на этапе перехода в основное звено

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: превенция школьной дезадаптации детей с интеллектуальными нарушениями при переходе из младших классов в среднее звено.

Задачи:

  • ознакомить с причинами и формами дезадаптации обучающихся;
  • изучить результаты диагностики пятиклассников;
  • сформировать пути решения данной проблемы.

Проблема адекватной адаптации к школьным условиям детей с умственной отсталостью и сегодня продолжает оставаться актуальной в специальной психологии. Так, в связи с введением новых федеральных образовательных государственных стандартов обучения лиц, имеющих психические и или физические недостатки, качественно меняется психокоррекционная и диагностическая работа с детьми.

Младший подростковый возраст – 10 - 11 лет. В это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Это открывает большие возможности с точки зрения воспитательных влияний, в том числе и работы практического психолога.

В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники - ученики», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. То, что такой переход совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития, благоприятно для адаптации школьника к новым учителям, новым условиям.

Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Это наблюдается даже в тех школах, где детей с самого начала обучают учителя-предметники и где видимых изменений в жизни детей не происходит. Центральное место занимает, во-первых, сам факт окончания младшей школы, который в той или иной степени подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений также является зримым внешним показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогом.

В то же время из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» — в средней — все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.

Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, и смене позиции: «старший» в начальной школе и «самый маленький» в средней школе.

Все это показывает, что проблема адаптации обучению в средней школе представляет сложную, не имеющую однозначного ответа теоретическую и практическую проблему.

Основываясь на различных многоуровневых структурах адаптации детей к школе, которые были представлены З.Л. Шинтаревой, В.М.Матюхиной, Л.А. Ясюковой, создала свою классификацию Д.Ю. Соловьева. Классификация показателей приспособленности детей к систематическому обучению в школе.

1. Организационная адаптация. Это приспособление к новой системе организации жизни. Она отражает принятие ребенком новой социальной позиции школьника.

2. Учебно-мотивационная адаптация. Сформированность системы учебных мотивов является одним из условий, необходимых для успешной учебной деятельности на протяжении всего школьного периода.

3. Психологическая адаптация отражает состояние эмоциональной сферы детей в процессе учебной деятельности и психологическое здоровье школьников в целом.

4. Социальная адаптация выявляет поведенческие особенности ребенка в процессе школьного обучения, устанавливает контакт с учителем и одноклассниками.

Совокупность данных признаков характеризует степень адаптированности ребенка в школе, в то время как отклонения хотя бы в одном из них свидетельствуют о нарушениях приспособления к школе и риске возникновения дезадаптации.

При нормальном психофизическом развитии ребенка вариант дезадаптации либо не возникает вообще, либо проявляется по одному вышеуказанному показателю, что достаточно быстро компенсируется при грамотном психолого-педагогическом подходе. У детей с особенностями развития трудности школьной адаптации проявляются в сочетании двух и более компонентов. Наиболее ярко они наблюдаются у детей с умственной отсталостью. Таким образом, особое значение при обучении таких детей должен занимать процесс диагностики и коррекции дезадаптивного поведения во всех сферах образовательного процесса.

Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к условиям обучения в школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития.

Признаки дезадаптации:

Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов -неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Характерные признаки: хронические опоздания школу, на уроки; длительное приготовление домашних заданий; астенические явления к концу учебного дня, учебной недели. Пути и способы устранения - это правильное распределение умственных и физических нагрузок, соблюдение режима дня.

Причины дезадаптации - смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение. Характерные признаки - отсутствие заинтересованности при знакомстве с новым предметом; состояние непонимания, смысловой неопределенности нервно-психическое напряжение.

Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником. Характерными признаками этих причин является отсутствие интереса к предмету, страх перед учителем. Ученик знает материал, но боится отвечать на уроке, низкая успеваемость по предмету; занятие посторонними делами во время урока, негативные реакции на замечания; поиск предлога для привлечения внимания учителя; возможны прогулы уроков.

Причины низкого уровня произвольной регуляции поведения и учебной деятельности — неорганизованность, невнимательность, повышенная отвлекаемость, не активность; часто забывает или теряет свои вещи; плохо запоминает и воспринимает материал; не умеет выделять главное, обобщать, анализировать; не может самостоятельно выполнять домашнее задание; зависимость от взрослых; опоздание на уроки.

Причины несформированности учебной мотивации характеризуется признаками: имея нормальное интеллектуальное развитие, не хочет учиться, отрицательно относится к процессу обучения; не хочет посещать школу; игровые мотивы преобладают над учебными.

Несформированность элементов и навыков учебной деятельности характеризуется низкой успеваемостью по многим предметам, невнимательность, неорганизованность, заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение упражнений без предварительного изучения условия, соответствующих правил, использование случайных примеров.

Несформированность продуктивных форм общения и самоутверждения характеризуется стремлением быть в центре внимания, навязыванием другим, «играет героя», «прикидывается дурачком», рискует без надобности, хвастается, паясничает, вызывающе одевается, общается с детьми старше себя, подражает хулиганским проделкам других, повышенная тревожность, очень охотно выполняет поручения и задания учителя, чрезмерно дружелюбен.

Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.

Для достижения поставленной цели мы выполнили следующие задачи:

  1. провели психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, эмоциональное самочувствие);
  2. выявили школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей обучения;
  3. определили пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.

Все результаты диагностики представены на слайде. Основным критерием оценки сформированности учебной мотивации является сфера интересов обучающихся. Отметим, что дети имеют первичный дефект - органическое поражение мозга, интеллектуальные способности будут снижены, вторичным дефектом будут изменения в формировании и развитии мотивационной сферы. Для учеников требуются систематические поощрения, за их выполненную работу, упорядоченность их действий и многократные повторения полученных знаний для закрепления и усвоения в полной мере. В пятом классе происходит усложнение программы, от обучающихся требуется большей осознанности своих действий, как в учебе, так и в школьном коллективе. Нами представлены диаграммы исследования школьной мотивации.

Сформированность школьной позиции ученика. У 100% опрошенных сформированапозиция школьника, у таких детей эмоциональный фон положительный, когда находятся в школе, они желают приходить в школу; продуктивность работы у данной группы детей есть на уроке, коммуникация со сверстниками является часто стимулирующим фактором в деятельности. Среди опрошенных нет не сформированной позиция школьника, кроме этого есть группа обучающихся, которая не смогла выполнить задание в силу своего основного диагноза или по причине отсутствия в школе на момент проведения диагностики.

Мотивы обучения. Мотивы обучения у пятиклассников не имеют сформированной основы и только некоторые обучающиеся могут ответить на вопрос (Зачем учиться?). Результатами проведенного открытого опроса стали сформированные группы ответов, а именно: доминирование познавательных мотивов – 21%; нет сформированного мотива (познавательный и социальный) – 39%, доминирование социальных мотивов – 40%.

Далее мы диагностировали уровень школьной готовности к обучению у пятиклассников. Результаты исследования также представлены в виде таблицы. У 30% обучающихся был выявлен высокий уровень развития. У детей этой группы хорошо развито произвольное зрительное внимание, мелкая моторики, а также и зрительно-моторная координация. Они имеют достаточные представления об окружающем мире, умеют ориентироваться в жизненной ситуации, принимают требования школьной среды и имеют достаточный запас знаний по предметам.

Отметим, что у 40% опрошенных средние показатели развития. обучающихся наблюдается снижение зрительного и слухового произвольного восприятия предлагаемого диагностического материала, сформированность произвольной регуляции деятельности есть, но часто требуется внешний контроль со стороны учителя за их действиями, работоспособность снижается к концу занятия или при возникновении трудностей в решении заданий, темпа и целенаправленности - неустойчивы. Социально - бытовая ориентировка сформирована частично, так как в ответах обучающихся часто прослеживается незнание, беспомощность и инфантильность в решении бытовых вопросов. Психосоциальная зрелость личности обучающихся находится на уровне дошкольного или младшего школьного развития.

У 10% обучающихся учебная готовность к школе находится на низком уровне: слабо развито умение слушать, удерживать в памяти словесную инструкцию, строить свои действия согласно этой инструкции, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, целенаправленность деятельности, поведенческая регуляция. Задания выполняют частично, только самые легкие, которые были известны им ранее и имеют шаблонный способ выполнения.

У 10% опрошенных был выявлено дисгармоничное (мозаичное) развитие. У таких детей выявлены высокие показатели только по одному из диагностируемых критерий и критически низкие показатели по другим. Причинами такого развития часто бывают педагогическая запущенность, частые пропуски уроков и несистематическое выполнение домашних заданий.

И 10% обучающихся не смогли выполнить задание в силу своего основного диагноза или по причине отсутствия в школе на момент проведения диагностики.

Анализ полученных результатов: определение уровней школьной зрелости каждого обучающегося, дает возможность нам выявить индивидуальные особенности интеллектуального, психосоциального развития, а также показывает общий уровень готовности к обучению в старших классах. Были выявлены дети «группы риска» с низкими показателями по диагностируемым критериям, с которыми будет проводиться кррекционно-развивающая работа с психологом.

Работа с психологом:

  • В течение всего учебного года проводятся групповые и индивидуальные занятия и беседы психологом школы. Основной целью проводимых бесед является убеждение учащихся соблюдать морально-нравственные нормы поведения.
  • Профилактические беседы о морально-нравственных формах поведения и о жизненных ценностях.

Работа с педагогами:

  • Просветительская работа учителей трудового обучения. Важное место в школе отводится профориентационной работе. Проводят беседы о выборе профессии на темы: «Выбираем профессию», «Твоя учеба и выбор профессии», «Что нужно знать, чтобы выбрать профессию?», «Кем я хочу быть?».
  • Учителя СБО проводят практические работы (сюжетно-ролевые игры, разбирают возможные бытовые проблемные ситуации) в важных социальных сферах.
  • Классные руководитель воспитательную работу на классных часах, на переменах и т.д.

Работа с педагогами на внеурочных занятиях:

  • Занятия в кружках по физической культуре.
  • Занятия в кружках изобразительной деятельности.

14.05.2020 21:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!