СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицидального поведения обучающихся в целях реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (Продолжение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как вести себя с суицидальными учащимися в школе

  1. Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием к проведению ряда следующих мероприятий:
  2. Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях;
  3. Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в школе, так и в семье;
  4. Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта (с согласия родителей или официальных опекунов).

Особенности коммуникации:

  1. сохранять понимающую и вежливую позицию;
  2. дать необходимые объяснения чувствах и поведения человека в кризисе;
  3. принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
  4. принять то, что суицид – это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно;
  5. говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;
  6. учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
  7. избегать моральных оценок и директивного тона в беседе;
  8. проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника;
  9. избегать невыполнимых обязательств;
  10. иметь в себе мужество задавать нужные вопрос (максимально конкретные);
  11. избегать принятия решений вместо подростка-суицидента.

При контакте с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.

Часто подростки высказывают свою удовлетворенность беседой, что усыпляет бдительность окружающих. Следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов.

В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в будущих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей.

Если вы чувствуете, что подросток находится в стадии риска, самое лучшее, что вы можете сделать для себя, это не заниматься этим один на один. Пусть в это будут вовлечены другие люди (родители, родственники, специалисты службы охраны психического здоровья – детские психиатры, психотерапевты, психологи).

Госпитализация в стационар показана:

  1. во всех случаях повторных суицидальных попыток;
  2. при наличии психических расстройств;
  3. при наличии высокого риска суицидальных действий;
  4. при наличии устойчивых мыслей о самоубийстве;
  5. при высоком уровне решимости умереть в ближайшем будущем (в течение ближайших часов или дней);
  6. при существовании плана, в котором используется насильственный и высоко летальный метод;
  7. при беспокойстве или панике;
  8. при неблагоприятной семейной ситуации.

Основные задачи профилактики суицидов в учреждениях образования:

  1. своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
  2. формирование более близких отношений с детьми и подростками путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
  3. проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
  4. оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
  5. контроль посещаемости занятий и прогулов;
  6. дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
  7. своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем или наркотиками;
  8. осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
  9. формирование позитивных потребностей;
  10. развитие способности любить и быть любимыми;
  11. формирование умения себя занять и трудиться;
  12. раннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание);
  13. организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению: кружки по интересам и спортивные секции, экскурсии и турпоходы, благотворительные акции и т.п.;
  14. оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних может быть эффективной только при комплексности и внедрении «командного стиля» работы; педагог может быть организатором или активно участвовать во многих мероприятиях, прямо или косвенно направленных на профилактику суицидального риска. Наряду с этим учитель (классный руководитель) как человек, который общается с подростком регулярно, может непосредственно повлиять на позитивное разрешение трудной для подростка ситуации:

Если вы увидели хоть один из признаков, свидетельствующих о надвигающейся угрозе риска для подростка – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию.

Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.

Если Вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

Доверительное общение как «фактор защиты»

Очень часто подростки испытывают сильное чувство одиночества, отчуждения. С одной стороны, им кажется, что никто их не понимает, с другой стороны, они страдают от невозможности поделиться своими переживаниями, своим душевным смятением. В таких ситуациях подростки не настроены принимать советы, они гораздо больше нуждаются в обсуждении, проговаривании своей боли, им бывает трудно сосредоточиться на чем-то, кроме ощущения своей потерянности, безысходности ситуации. Если Вы вызовете подростка на откровенный разговор, если он решит с Вами поделиться, выслушивайте его особенно внимательно, когда он выражает свои чувства, будь то печаль, вина, страх или гнев. Не спорьте с подростком, а задавайте вопросы, давая возможность выговориться. Вместе с тем не только спрашивайте, но и сами честно высказывайте свои мысли, чувства, переживания. Будьте для него хорошим слушателем и собеседником!

Формирование жизнестойкости и повышение ценности жизни

Педагог может сотрудничать с психологом, содействуя развитию у подростков устойчивости к трудным жизненным ситуациям. Это может осуществляться за счет обсуждения реальных трудных ситуаций, происходящих с подростками, различных литературных сюжетов и т.п. Акцент ставится на способы поведения в трудных ситуациях, вариантах разрешения проблемы. Могут быть проведены специальные тренинговые внеурочные занятия, направленные на развитие навыков преодоления трудных ситуаций. Наряду с этим педагог должен быть готов в любой момент информировать подростков о способах получения помощи в трудных ситуациях и о специалистах, которые могут оказать такую помощь.

Категория: Всем учителям
02.02.2019 10:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП

Похожие записи