СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная игра как эффективное средство профессионального самоопределения подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всякая профессия есть заговор против непосвященного

Бернард Шоу

Одним из основных факторов развития профессионального образования является грамотно организованная профориентационная работа, субъектами которой являются школьники старших классов, потенциально являющиеся будущими студентами образовательных учреждений СПО и ВПО. Знакомство с профессиями и специальностями, их спецификой и особенностями должны начинаться ещё в стенах школы. Поэтому необходимо определить наиболее оптимальные средства воздействия на профессиональное самоопределение подростков.

Мероприятия ознакомительного характера в рамках проекта WorldSkills «Билет в будущее» направлены как раз на то, чтобы расширить знания о профессиях, развивать общий кругозор детей, ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая важность каждой. Одним из них является профориентационная игра «Путешествие в Мир профессий», которая носит ознакомительный характер. Её целевая аудитория - обучающиеся с 9 по 11 классы средних общеобразовательных школ.

Поэтапный сценарий игры был составлен нами с учётом психофизиологических особенностей, характерных для данных возрастных категорий школьников. Поскольку с 14 до 16 лет подростки, по мнению социологов, находятся в состоянии неосознанной некомпетентности - неосведомлённости о специфике многих профессий и специальностей, то знакомство с ними через игру должно существенно расширить кругозор ребят, активизировать их интерес к различным видам профессиональной деятельности. Содержание такой игры призвано знакомить участников с миром профессий, подчеркивать разнообразие компетенций в рамках одной профессии, заключать в себе малоизвестные факты, которые могут пробудить в ребенке интерес.

Формат и характер игровых заданий «Путешествия в Мир профессий» мы построили на следующих методах и приёмах: поиск в пространстве – найти соответствия, увидеть связи, соединить профессию и её определение; коммуникативно-диалоговый метод – задать вопрос экспертам или наставникам игры, ответить на предложенные ведущими вопросы; интеллектуальные задания - ребусы, загадки, викторины; аналитические задания - чтение чертежа, создание рисунка на профессиональную тематику, поиск ответа на вопрос в таблицах и схемах, поиск информации в предложенных текстах и т.п. Это игровое мероприятие проводилось нами на профориентационных событиях, его базовой площадкой являлись школы, а наставниками-организаторами игры выступили педагоги и студенты старших курсов учреждений СПО. Игра стимулировала интерес подростков к теме профориентации, в том числе к конкретному содержанию события (предлагаемые профессии, сферы, эксперты и т.д). Продолжительность игры составляет от одного до одного с половиной часов. Общее количество участников – от 30 до 35 человек (делятся на 4 команды). Дополнительной мотивацией для ребят может стать соревнование между отдельными участниками или целыми командами, а также атрибутика и призы.

Программа на базовом уровне состоит из трех частей: организационно-мотивационная часть (разъяснение правил, условий игры, разделение участников на команды), собственно игра (прохождение всеми участниками определённых профориентационных этапов), рефлексия и саморефлексия (подведение итогов, награждение и получение обратной связи от участников). Для проведения игры «Путешествие в Мир профессий» определена команда организаторов из числа преподавателей и студентов учреждения СПО, которые осуществили выход на школу.

Наставник — организатор (ведущий), который контролировал ход всей игры, подведение итогов и обратную связь от участников, в этой роли выступал педагог – организатор филиала. Эксперт (мастер) игры из числа студентов старших курсов работал с участниками на отдельных конкурсах (этапах): рассказывал о профессии, предлагал задания, контролировал их выполнение, отвечал на вопросы участников. Эту роль могут выполнять также представители профессий или заранее обученные волонтеры. Также могут потребоваться секретари для сбора данных и члены жюри (также из числа студентов).

Содержание данной игры познакомило участников с миром профессий, подчеркнуло разнообразие компетенций в рамках одной профессии («Повар, кондитер», «Тракторист – машинист СХП», «Автомеханик»), эксперты игры (из числа студентов 3 курса) рассказали малоизвестные факты о специальностях СПО, которые должны были пробудить в подростках познавательный интерес и развивать конструктивное творческое мышление. На наш взгляд, профориентационная игра «Путешествие в Мир профессии» является эффективным способом опосредованного влияния на становление профессионального самоопределения младших и старших школьников. Мероприятия такого рода, организованные педагогами и студентами учреждений СПО для проведения на базовых площадках средних общеобразовательных школ, свидетельствуют о том, что профориентационная практика расширилась, у профориентаторов также происходит изменение позиций по отношению к процессу активизации познавательного интереса подопечных через развитие творческих способов взаимодействия с учащимися, направленных на преодоление пассивности школьников в профессиональном самоопределении.

Как было построено само мероприятие? Школьники 9 -11 классов, в командном формате, проходили в ходе игры «Путешествие в мир профессий» определенное количество станций: например, станция «Загадочные профессии» - каждой команде были поочерёдно загаданы загадки о профессиях, участники должны были угадать, о какой профессии идет речь. На станции «Смешные профессии» каждой команде были даны таблицы, в первом столбике вразброс буквы,из которых нужно составить название профессии, во второй колонке пояснение, что это за профессия, а в третью – школьники должны были вписать правильное название профессии, выстроив буквы в правильном порядке. Далее следовали станции: «Буквоешка», где каждая команда должна была написать как можно больше профессий на заданную букву (П,С, Д,А), «Знаток профессий», «Станция Капитанов» и т.д.

Ребята с удовольствием выполняли задания наставников и экспертов, собирали необходимую информацию о таких профессиях, как повар, тракторист, автомеханик, социальный работник и т.д. Путешествие в мир профессий по маршрутному листу, в котором были чётко обозначены все этапы, стало ярким и увлекательным благодаря царящему на мероприятии соревновательному духу. Участники отгадывали профессию по её описанию, пытались создать символ и герб каждой профессии, импровизировали, пытаясь передать роль человеческого труда в современном обществе, обыгрывали «случаи на производстве». В процессе прохождения всех этапов игры школьники узнавали новые интересные факты о профессиях, приобретали коммуникативные навыки – учились эффективному общению в разных формах и условиях, развивали умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели. Что, безусловно, очень пригодится им в будущей профессиональной деятельности.

Опыт проведения занятия такого типа по профориентации с учащимися с 6 по 9 классы свидетельствует о том, что большинство школьников проявляют особый интерес к профориентационным играм, поскольку они позволяют значительно активизировать их интерес к проблемам профессионального самоопределения, превратить из пассивных объектов в активных субъектов профессионального самоопределении. Также в игре профориентационный материал представлен в наглядной, предметной форме, что способствует его лучшему пониманию и запоминанию. Между профориентаторами и его подопечными (профориентируемыми) возникает творческое сотрудничество. Это помогает в дальнейшем формировать у подростков умение самостоятельно и осознанно строить, а также корректировать свои профессиональные планы и жизненные перспективы. Предложенная нами профориентационная игра «Путешествие в Мир профессий» отвечает этой задаче. Она не только знакомит учащихся с миром профессий, дает возможность пробовать и развивать свои профессиональные способности в разных ситуациях, но и готовит школьников к самому выбору, формирует у них умение ориентироваться в мире профессий. Особенность профориентационной игры заключается в том, что она является отражением, воспроизведением самого процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения. От того, что именно отражает игра, какие она моделирует проблемы, зависит, в какой степени она является профориентационной.

02.10.2020 13:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!