СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентация выпускников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности профессионального самоопределения и профориентации подростков с ОВЗ определяются разными объективными и субъективными факторами.

Они связаны с психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения.

Уровень психического развития детей и подростков с ОВЗ во многом зависит от качества предшествующего обучения и воспитания.

Данные моменты осложняют профориентационную работу с детьми с ОВЗ. Сложности возникают как на этапе подбора методического инструментария для диагностики, так и при выборе профиля профессиональной подготовки.

Профориентация у детей с ОВЗ имеет свою специфику:

В профориентацию подростков с ОВЗ структурно включаются следующие виды работы:

  • анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);
  • психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);
  • социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.

Профориентация основывается на общих принципах профориентационной работы и имеет свою организационную специфику. В его основе лежит гуманистический подход.

Каждый подросток с ОВЗ имеет мотивы и стимулы к развитию своего неповторимого внутреннего мира. Его активность направлена на адаптацию и самореализацию, онт способен нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей.

Необходимым условием профориентации подростков с ОВЗ является их желание консультироваться — получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее.

Границы этой ответственности у подростков с ОВЗ варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда подросток действительно является хозяином собственной жизни и сам стремится искать выход из затруднительных ситуаций, до высокой инфантильности и зависимости от других. И поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профессионального консультирования необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.

В рамках комплексного подхода к профконсультированию большое значение имеет привлечение к этой работе педагогов и родителей подростков с ОВЗ.

В индивидуальном профессиональном консультировании подростков с ОВЗ, как ни в каком другом, необходимо использовать различные формы работы, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов и т.п.

В профориентационной работе с подростками, имеющими ОВЗ, социальный педагог должен придерживаться определенных принципов:

  • умения проявлять эмпатию, рефлексию, приятие;
  • толерантность по отношению к лицам с ОВЗ, их надеждам, страхам и личностным затруднениям;
  • открытости к восприятию, возможно, нелепых, незрелых суждений подростков с ОВЗ;
  • готовности к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами и др.).

Подростки с ОВЗ часто являются лабильными и очень сензитивными не только к содержанию, но и к форме любого высказывания, поэтому чрезвычайно важно соблюдать этико-психологические правила коммуникативного воздействия на них.

С результатами диагностического исследования подростков с ОВЗ нужно начинать знакомить с позитивной информации, для того чтобы эмоционально расположить их к восприятию сведений об ограничениях в сфере выбора профессий. Ту информацию, которая может вызывать негативные эмоции и чувства, можно дать в середине общения консультанта и подростка с ОВЗ.

Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:

  • из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;
  • ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
  • составление профпланов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.

Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, в профессиональном консультировании должны реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подход, преобладание индивидуальных форм работы над групповыми. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка. Необходимо также учитывать специфику его основного нарушения.

В процессе решения проблемы самоопределения и профориентации детей с ограниченными возможностями родителям и педагогам следует иметь в виду необходимость разработки специальных форм и методов ее проведения для каждого вида нарушения.

Основные правила по профориентационной работе с детьми с ОВЗ:

  • целенаправленную профориентационную работу с детьми, имеющими ОВЗ, следует проводить начиная со старшего дошкольного возраста. Эта деятельность должна включать в себя широкое профессиональное информирование, основанное на сюжетно-ролевых играх;
  • профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей;
  • методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ;
  • важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями;
  • на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.
15.01.2016 11:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП