СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности профессионального самоопределения и профориентации подростков с ОВЗ определяются разными объективными и субъективными факторами.
Они связаны с психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения.
Уровень психического развития детей и подростков с ОВЗ во многом зависит от качества предшествующего обучения и воспитания.
Данные моменты осложняют профориентационную работу с детьми с ОВЗ. Сложности возникают как на этапе подбора методического инструментария для диагностики, так и при выборе профиля профессиональной подготовки.
Профориентация у детей с ОВЗ имеет свою специфику:
В профориентацию подростков с ОВЗ структурно включаются следующие виды работы:
Профориентация основывается на общих принципах профориентационной работы и имеет свою организационную специфику. В его основе лежит гуманистический подход.
Каждый подросток с ОВЗ имеет мотивы и стимулы к развитию своего неповторимого внутреннего мира. Его активность направлена на адаптацию и самореализацию, онт способен нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей.
Необходимым условием профориентации подростков с ОВЗ является их желание консультироваться — получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее.
Границы этой ответственности у подростков с ОВЗ варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда подросток действительно является хозяином собственной жизни и сам стремится искать выход из затруднительных ситуаций, до высокой инфантильности и зависимости от других. И поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профессионального консультирования необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.
В рамках комплексного подхода к профконсультированию большое значение имеет привлечение к этой работе педагогов и родителей подростков с ОВЗ.
В индивидуальном профессиональном консультировании подростков с ОВЗ, как ни в каком другом, необходимо использовать различные формы работы, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков,
В профориентационной работе с подростками, имеющими ОВЗ, социальный педагог должен придерживаться определенных принципов:
Подростки с ОВЗ часто являются лабильными и очень сензитивными не только к содержанию, но и к форме любого высказывания, поэтому чрезвычайно важно соблюдать этико-психологические правила коммуникативного воздействия на них.
С результатами диагностического исследования подростков с ОВЗ нужно начинать знакомить с позитивной информации, для того чтобы эмоционально расположить их к восприятию сведений об ограничениях в сфере выбора профессий. Ту информацию, которая может вызывать негативные эмоции и чувства, можно дать в середине общения консультанта и подростка с ОВЗ.
Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, в профессиональном консультировании должны реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подход, преобладание индивидуальных форм работы над групповыми. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка. Необходимо также учитывать специфику его основного нарушения.
В процессе решения проблемы самоопределения и профориентации детей с ограниченными возможностями родителям и педагогам следует иметь в виду необходимость разработки специальных форм и методов ее проведения для каждого вида нарушения.
Основные правила по профориентационной работе с детьми с ОВЗ:
© 2016, Стеганцева Инна Васильевна 1674