СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа
дополнительного образования детей
«Акварелька»
Возраст обучающихся: 5-7лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Педагог дополнительного образования:
Воронкина Людмила Артемьевна
2016
Тольятти
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание изучаемого курса
4. Список литературы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
№ |
Наименование |
Содержание |
1 |
Направленность дополнительной образовательной программы |
Художественно-эстетическая |
2 |
Нормативная основа дополнительной образовательной программы |
-Устав МОУДОДТДМ -СанПиН 2.4.4.1251-03Санитарно-эпидемологическиетребованияк учреждениям дополнительного образования детей -Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Минообразования России |
3 |
Новизна |
Одной из важных особенностей программы является поддержание межпредметных связей с литературой и музыкой… Важным фрагментом каждого занятия является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще – стихотворения) и тематическая беседа на диалоговой основе. |
4 |
Актуальность |
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования. Занятия проходят в игровой и веселой форме с использованием аудио и видео файлов, различных наглядных пособий. На уроках будут использоваться многочисленные упражнения, направленные не только на закрепление языкового материала, но и на развитие общих способностей ребенка, таких как память, мышление, воображение и другое. Приоритетной задачей является привить ребенку интерес к рисованию и развить языковую интуицию |
5 |
Педагогическая целесообразность |
В процессе реализации образовательной программы используются элементы педагогических образовательных технологий в соответствии с целью и задачами работы творческого объединения. Ведущими - являются технологии личностно-ориентированного и модульного обучения, т.к. они строятся на идеях развивающего обучения. |
6 |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ |
Цель программы - развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира. Задачи: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении. формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству |
Возраст детей |
5-7лет |
|
Сроки реализации |
2 года |
|
Формы обучения |
очная |
|
Формы организации деятельности |
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. |
|
Режим занятий |
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академических часу, количество часов в неделю 2 часа, 72 часа в год. |
|
Ожидаемые результаты |
По окончании первого года обучения ребенок должен: • знать названия основных цветов, • применять элементарные правила смешения цветов в палитре, • различать теплую и холодную гамму цветов, • уметь правильно держать карандаш и кисть, • передавать простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов, По окончании второго года обучения ребенок должен уметь: • точно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов, • правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно, без напряжения рисовать кистью и карандашом, • правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, покрывая ими нужную поверхность в пределах намеченного контура, менять направления мазка, следуя форме, • определять величину изображения и уметь расположить его в зависимости от размера листа бумаги, |
|
Критерии и способы определения результативности |
Выявление результатов осуществляется: • через просмотры законченных работ; • отслеживание личностного развития детей методом наблюдения. |
|
Формы подведения итогов |
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей. Тематические выставки в МОУДОДТДМ. Участие в городских, областных, всероссийских конкурсах в течение года. |
|
Особенности реализации программы |
Количество часов разделов и тем носят рекомендательный характер. Педагог дополнительного образования может уменьшать количество часов с учетом интересов, потребностей, уровня подготовки обучающихся. Программа предусматривает постепенное усложнение заданий |
Учебно-тематический план программы
№ |
Наименование разделов |
1год |
2год |
всего |
||
т |
п |
т |
п |
|||
1 |
Вводное занятие |
4 |
4 |
4 |
||
|
1 1 1 1 |
1 1 1 1 |
||||
2 |
Цветоведение |
3 |
3 |
3 |
3 |
6 |
|
1 1 1 |
1 1 1 |
1 1 1 |
1 1 1 |
||
3 |
Композиция |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Традиционные техники: |
3 |
29 |
3 |
29 |
32 |
Рисунок ( Живопись(акварель) Живопись (гуашь) |
1 1 1 |
5 8 16 |
1 1 1 |
5 8 16 |
||
5 |
Нетрадиционные техники: |
27 |
27 |
27 |
||
оттиск печатками из овощей; тычок жесткой кистью; оттиск печатками из ластика; оттиск поролоном; рисование с солью; рисование смятой бумагой; восковые мелки и акварель; свеча и акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошек; волшебные веревочки; кляксография; монотопия; печать по трафарету; скотч и акварель; набрызг; граттаж; |
1 1 1 1 1 1 5 5 1 1 1 2 2 1 1 1 2 |
- 4 - - 1 1 5 5 1 - 2 2 2 1 1 3 4 |
||||
итого |
12 |
60 |
12 |
60 |
72 |
Содержание дополнительной образовательной программы
№ |
Наименование раздела, |
Наименование тем |
|
Теоретические |
Практические |
||
1 |
Вводное занятие |
Цели и задачи творческого объединения на учебный год. Техника безопасности при работе с инструментами |
-Выполнять правила техники безопасности -Уметь осознанно вести себя в экстремальных ситуациях |
2 |
Цветоведение |
Основы цветоведения. Цветовая гамма. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Основные сочетания цветов в природе. Гармоничные цветовые сочетания. Воздействие цвета на человека |
-Смешивать цвета; -Выполнять рисунок в теплой и холодной гамме; |
3 |
Композиция |
Признаки композиции: целостность, уравновешенность, наличие доминанты. Элементы композиции: пространство, линия, пятно, форма |
-Составить композицию по замыслу |
4 |
Традиционные техники рисования |
Рисунок. Живопись (акварель, гуашь). Живопись - язык цвета, цветное изображение мира. Свойства красок. Акварель, гуашь. Какие бывают кисточки. Линейная и воздушная перспектива. Линия горизонта. Передний план и дальний план. Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года. Понятие «плотный цвет». |
Графические зарисовки животных, деревьев. Силуэты деревьев. Рисование пейзажей по временам года Техника «сухая кисть». Техника "по сырому" Рисование мягких игрушек. Волшебные превращения красок – смешение цветов. Техника «примакивание». Рисование деревьев. Техника «тычок». Теплые и холодные цвета. |
5 |
Нетрадиционные техники рисования |
оттиск печатками из овощей; тычок жесткой кистью; оттиск печатками из ластика; оттиск поролоном; рисование с солью; рисование смятой бумагой; восковые мелки и акварель; свеча и акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошек; волшебные веревочки; кляксография; монотопия; печать по трафарету; скотч и акварель; набрызг; граттаж; |
Каждый из этих техник– это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний. |
После успешного окончания двух лет обучения по данной программе ребенку предполагается продолжить обучение в творческой мастерской у данного педагога или перейти в студию изобразительного творчества «Юный художник» для детей младшего и среднего школьного возраста.
Методы организации занятий:
-словесный : объяснение новых терминов и понятий, обсуждение, анализ выполнения заданий
-наглядный: демонстрация педагогом образца выполнения задания, видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
-репродуктивный – метод практического показа.
Материалы:
Бумага А4, А3
акварельные краски, гуашь;
восковые и масляные мелки, свеча;
ватные палочки;
поролоновые печатки;
коктельные трубочки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
подставки под кисти; кисти.
Литература:
. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с
© 2016, Воронкина Людмила Артемьевна 1643