СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования детей «Акварелька»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа

дополнительного образования детей

«Акварелька»

Возраст обучающихся: 5-7лет

Срок реализации: 2 года

Составитель: Педагог дополнительного образования:

Воронкина Людмила Артемьевна

2016

Тольятти

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Содержание изучаемого курса

4. Список литературы

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Наименование

Содержание

1

Направленность дополнительной образовательной программы

Художественно-эстетическая

2

Нормативная основа дополнительной образовательной программы

-Устав МОУДОДТДМ

-СанПиН 2.4.4.1251-03Санитарно-эпидемологическиетребованияк учреждениям дополнительного образования детей

-Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Минообразования России

3

Новизна

Одной из важных особенностей программы является поддержание межпредметных связей с литературой и музыкой…

Важным фрагментом каждого занятия является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще – стихотворения) и тематическая беседа на диалоговой основе.

4

Актуальность

Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования. Занятия проходят в игровой и веселой форме с использованием аудио и видео файлов, различных наглядных пособий. На уроках будут использоваться многочисленные упражнения, направленные не только на закрепление языкового материала, но и на развитие общих способностей ребенка, таких как память, мышление, воображение и другое. Приоритетной задачей является привить ребенку интерес к рисованию и развить языковую интуицию

5

Педагогическая целесообразность

В процессе реализации образовательной программы используются элементы педагогических образовательных технологий в соответствии с целью и задачами работы творческого объединения. Ведущими - являются технологии личностно-ориентированного и модульного обучения, т.к. они строятся на идеях развивающего обучения.

6

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель программы - развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Задачи:

развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира

воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству

Возраст детей

5-7лет

Сроки реализации

2 года

Формы обучения

очная

Формы организации деятельности

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академических часу, количество часов в неделю 2 часа, 72 часа в год.

Ожидаемые результаты

По окончании первого года обучения ребенок должен:

• знать названия основных цветов,

• применять элементарные правила смешения цветов в палитре,

• различать теплую и холодную гамму цветов,

• уметь правильно держать карандаш и кисть,

• передавать простейшую форму, общее пространственное положение,

основной цвет предметов,

По окончании второго года обучения ребенок должен уметь:

• точно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму,

основные пропорции, общее строение и цвет предметов,

• правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно, без

напряжения рисовать кистью и карандашом,

• правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски,

покрывая ими нужную поверхность в пределах намеченного контура, менять направления мазка, следуя форме,

• определять величину изображения и уметь расположить его в

зависимости от размера листа бумаги,

Критерии и способы определения результативности

Выявление результатов осуществляется:

• через просмотры законченных работ;

• отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.

Формы подведения итогов

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в МОУДОДТДМ.

Участие в городских, областных, всероссийских конкурсах в течение года.

Особенности реализации программы

Количество часов разделов и тем носят рекомендательный характер. Педагог дополнительного образования может уменьшать количество часов с учетом интересов, потребностей, уровня подготовки обучающихся. Программа предусматривает постепенное усложнение заданий

Учебно-тематический план программы

Наименование разделов

1год

2год

всего

т

п

т

п

1

Вводное занятие

4

4

4

  1. Цели и задачи объединения
  2. Материалы и инструменты
  3. Техника безопасности
  4. Права и обязанности обучающихся

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Цветоведение

3

3

3

3

6

  1. Цветовой круг
  2. Основные и дополнительные цвета
  3. Сочетание цветов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Композиция

1

2

1

2

3

4

Традиционные техники:

3

29

3

29

32

Рисунок (

Живопись(акварель)

Живопись (гуашь)

1

1

1

5

8

16

1

1

1

5

8

16

5

Нетрадиционные техники:

27

27

27

оттиск печатками из овощей;

тычок жесткой кистью;

оттиск печатками из ластика;

оттиск поролоном;

рисование с солью;

рисование смятой бумагой;

восковые мелки и акварель;

свеча и акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошек;

волшебные веревочки;

кляксография;

монотопия;

печать по трафарету;

скотч и акварель;

набрызг;

граттаж;

1

1

1

1

1

1

5

5

1

1

1

2

2

1

1

1

2

-

4

-

-

1

1

5

5

1

-

2

2

2

1

1

3

4

итого

12

60

12

60

72

Содержание дополнительной образовательной программы

Наименование раздела,

Наименование тем

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

Цели и задачи творческого объединения на учебный год. Техника безопасности при работе с инструментами

-Выполнять правила техники безопасности

-Уметь осознанно вести себя в экстремальных ситуациях

2

Цветоведение

Основы цветоведения. Цветовая гамма. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.

Основные сочетания цветов в природе. Гармоничные цветовые сочетания. Воздействие цвета на человека

-Смешивать цвета;

-Выполнять рисунок в теплой и холодной гамме;

3

Композиция

Признаки композиции: целостность, уравновешенность, наличие доминанты.

Элементы композиции: пространство, линия, пятно, форма

-Составить композицию по замыслу

4

Традиционные техники рисования

Рисунок.

Живопись (акварель, гуашь). Живопись - язык цвета, цветное изображение мира.

Свойства красок. Акварель, гуашь. Какие бывают кисточки. Линейная и воздушная перспектива. Линия горизонта. Передний план и дальний план. Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года. Понятие «плотный цвет».

Графические зарисовки животных, деревьев. Силуэты деревьев. Рисование пейзажей по временам года

Техника «сухая кисть». Техника "по сырому"

Рисование мягких игрушек.

Волшебные превращения красок – смешение цветов.

Техника «примакивание». Рисование деревьев.

Техника «тычок». Теплые и холодные цвета.

5

Нетрадиционные техники рисования

оттиск печатками из овощей;

тычок жесткой кистью;

оттиск печатками из ластика;

оттиск поролоном;

рисование с солью;

рисование смятой бумагой;

восковые мелки и акварель;

свеча и акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошек;

волшебные веревочки;

кляксография;

монотопия;

печать по трафарету;

скотч и акварель;

набрызг;

граттаж;

Каждый из этих техник– это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

После успешного окончания двух лет обучения по данной программе ребенку предполагается продолжить обучение в творческой мастерской у данного педагога или перейти в студию изобразительного творчества «Юный художник» для детей младшего и среднего школьного возраста.

Методы организации занятий:

-словесный : объяснение новых терминов и понятий, обсуждение, анализ выполнения заданий

-наглядный: демонстрация педагогом образца выполнения задания, видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.

-репродуктивный – метод практического показа.

Материалы:

Бумага А4, А3

акварельные краски, гуашь;

восковые и масляные мелки, свеча;

ватные палочки;

поролоновые печатки;

коктельные трубочки;

палочки или старые стержни для процарапывания;

матерчатые салфетки;

стаканы для воды;

подставки под кисти; кисти.

Литература:

  1. . Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
  2. . Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К?», 1998.– 256с.
  3. . Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
  4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
  6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  7. . Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  8. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
  9. . Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  10. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
  11. . Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
  12. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  13. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
  14. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
  15. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с

Категория: ИЗО
24.09.2016 23:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!