СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Основная задача курса, реализуемого с помощью этой программы, - развитие творческих способностей учащихся, углубление лингвистических знаний и повышение их речевой культуры, исходя из личностно-ориентированного обучения.
В школьном курсе преподавания литературы предусматривается изучение и освоение учащимися элементарных понятий по теории литературы и стихосложения. Однако эти сведения даются зачастую разрозненными, уроки по теории литературы относительно редки, что приводит к тому, что учащиеся способны удержать полученные на них сведения в памяти кратковременно, литературоведческая компетентность обучающихся не до конца сформированы. Дети чаще всего усваивают материал на уровне представления. На изучение стихотворных размеров выделяется слишком мало времени для того, чтобы у детей мог сформироваться навык определения размера и самостоятельного использования его. Невысокая результативность освоения материала по литературоведению объясняется еще и тем, что литературоведческие понятия воспринимаются большинством школьников как скучные, сухие. Тем не менее знание и умение использовать размеры стихотворения важны в жизни не только для развития чувства ритма; это инструмент для воплощения творческих способностей ребёнка. Это и определяет актуальность предлагаемого курса, так как он способен восполнить указанные пробелы в знаниях учащихся.
Цель программы:
Через творческую направленность способствовать формированию всесторонне развитой творческой личности ребенка; помочь детям освоить основные понятия по теории литературы, связанные с темой «стихосложение» и «средства художественной выразительности.
Задачи программы:
1. Учить детей рифмовать строки, определять ритм и размер стиха, анализировать прозаический текст.
2. Развивать творческие способности учащихся, их способности чутко воспринимать художественное слово
3. Совершенствовать умения детей в стихосложении и составлении поэзии и прозы через разум, чувства, эмоции.
4. Скоординировать представления о стихосложении и прозе с опорой на образцы художественных произведений.
5. Упорядочить знания в области литературы, риторики, предметов эстетического цикла, через использование художественного слова.
6. Углубить понимание поэзии и прозы через эмоциональные переживания, через любовь к природе и родному краю.
7. Совершенствовать знания, умения и навыки, полученные школьниками при изучении русского языка и литературы, развивать культуру речи учащихся.
Учащиеся через нетрадиционные формы занятий и приемы работы усваивают не только теоретические понятия, но и практически учатся находить их в произведениях популярных авторов, а затем и создавать свои художественные средства, стихотворения.
Выполняя оригинальные, творческие задания, ученики получают реальную возможность для развития своего творческого потенциала и эмоциональной сферы.
Таким образом, обучающиеся приобретут навыки элементарного стихосложения, рецензирования, научатся находить, определять и создавать наиболее распространенные средства выразительности. Важным моментом следует считать и то, что ребята смогут научиться корректному отношению к труду другого ученика, почувствовать сложность труда настоящего художника слова.
Курс предполагает участие в нем обучающихся разного уровня подготовленности и мотивации и направлен на развитие индивидуальных способностей каждого участника курса. Таким образом, курс позволяет раскрепостить учеников, способствует развитию интереса к предмету.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Учебно-тематический план:
№п/п |
Тема |
Задачи |
1. |
Любимые стихотворные строки. |
1.Дать возможность через чтение детьми любимых стихов прочувствовать красоту поэтического языка. 2.Прививать интерес к художественной литературе, развивать чувство прекрасного. |
2. |
Поэзия, ее особенности. Ритм. |
Познакомить с понятием поэтической речи, дать понятие ритма. |
3. |
Рифма. |
Определить роль рифмы в стихотворной речи, сопоставить роли рифмы и ритма. Показать детям, что им доступно умение подбирать рифмы. Игры «Буриме», «Сочини на рифму», «Подбери рифму». |
4 |
Первые поэтические опыты. |
Показать детям, что им доступно сочинение элементарного стихотворения; раскрепостить детей; закрепить понятие о ритме и рифме. Игра «Поэтический пинпонг» . |
5 |
Стихи русских поэтов о родной природе |
1.Продолжить работу по выразительности и эмоциональности чтения на примере педагога. 2.Учить детей читать стихи наизусть с элементами драматизации (обыгрывая речь движением). 3.Способствовать развитию любви к родной природе; подобрать стихи русских поэтов, которые точно характеризуют природные явления. |
6. |
Отзыв о стихотворении. |
4.Развивать умение высказывать свое мнение о чем-либо, оценивать художественное произведение, учить передавать чувства и мысли лирического героя и свои собственные.
|
7. |
Акростих. |
Познакомить с понятием «акростих», закрепить понятие о рифме, ритме; развивать веру в свои способности. 2. Игра «Сочини на имя», «Сочини на название» |
8. |
Тропы |
Дать понятие о тропах, их разновидностях, показать, как тропы используются в поэтической речи. |
9. |
Эпитеты. |
Познакомить с понятием «эпитет», научить подбирать эпитеты к словам; развивать чувство слова. Игра «Вставь эпитеты». |
10. |
Эпитеты. Стихотворения с одним эпитетом. |
Развивать представление об эпитете; показать, как можно построить стихотворение, используя только один эпитет. С.Черный. Зеленые стихи. |
11. |
Может ли нравиться печальное? |
Показать, что и печальные стихи могут быть прекрасны, что чувство грусти, сопереживания делают человека лучше, чище.; закрепление темы «Эпитеты» 2. Стихотворения русских поэтов по теме. |
12. |
Сравнение. |
Познакомить со сравнением, научить находить их в произведении и самостоятельно пользоваться приемом- сравнением. Игра «Поэтический пинпонг» |
13. |
Стихи-загадки. |
Развить представление о сравнении, показать, как прием-сравнение используется в загадках; научить создавать собственные сравнения. Игра «Что на что похоже?» |
14. |
Стихи к празднику. |
Научить детей писать поздравления родными друзьям, стихотворно описывать праздничные события и чувства; практически использовать эпитеты и сравнения. |
15. |
Колядки |
Развить представление о народных праздниках и обычаях; привлечь детей к созданию собственных колядок. Колядки |
16. |
Метафора. |
Познакомить с метафорой как скрытым сравнением, показать, как создается метафора; научить использовать метафору в своей речи. Игра «Поэтический пинпонг» |
17. |
Ирония. |
Познакомить с понятием «ирония», научить чувствовать иронию, создавать иронические фразы и произведения. |
18. |
Сочиняем частушки. |
Закрепить понятие об иронии, развить представление о возможностях ее использования. Сочинение частушек на школьную тему. Выпуск классной газеты. |
19. |
Гипербола. |
Познакомить с понятием, показать возможности ее использования в разных жанрах. |
20. |
Сочиняем небылицы. |
Закрепить понятие о гиперболе, научиться практически использовать гиперболу в речи. Небылицы разных авторов. |
21-22 |
Олицетворение |
Познакомить с понятием «олицетворение», показать, как оно создается, научить использовать олицетворения, отбирать среди получившихся олицетворений самые оригинальные. Игра «Поэтический пинпонг» |
23. |
Турнир поэтов. |
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Тропы». Смотр знаний. 1.Дать возможность каждому ребенку в ходе занятия проявить себя, почувствовать свою возможность быть полезным в общей работе коллектива. 2. Работать над умением определять настроение, которое заложил автор в свое произведение. 3. Способствовать развитию любознательности через словарную работу в ходе чтения стихов, развитию интереса работы со словом. |
24-25. |
Размеры стиха. Двусложные размеры стиха. |
Развить представление об инструментовке стиха, научить строить схему стихотворной строки, определять размер стиха; показать зависимость ритма от размера стиха. Игра «Сорок слов из простокваши» |
26-27. |
Трехсложные размеры. |
Развить представление об инструментовке стиха, научить строить схему стихотворной строки, определять размер стиха; показать зависимость ритма от размера стиха. Игра «Сорок слов из простокваши» |
28. |
Верлибр. |
Познакомить с понятием верлибра; показать, что рифма – это необязательный показатель стиха. |
29. |
Символ. |
Дать понятие символа, познакомить с некоторыми народными символами; научить разгадывать символы и использовать их. |
30. |
Стихи и история. Пишем стих ко Дню Победы. |
Закрепить навыки детей в элементарном стихосложении; развивать умение создавать «серьезные» стихи; воспитывать патриотизм. |
31. |
Анализ стихотворений. |
Развивать умение высказывать свое мнение о чем-либо, оценивать художественное произведение, научить редактировать собственные сочинения. |
32. |
Повторительно-обобщающее занятие. |
Способствовать совершенствованию навыка составления текстов как поэтического, так и прозаического характера. |
33-34. |
Итоговая конференция. |
Смотр знаний. |
Список используемой литературы
1. Богомолов Н.А. Стихотворная речь. / Москва 1995г./
2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. /Москва 1988/
3. Маранцман В.Г. Времена года. Беседы о поэзии. / Москва 1995г./
4. Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. / Москва 1994г./
5. Энциклопедический словарь юного литературоведа. /Сост.Новиков В.И.- Москва 1988г./
6. Журналы «Литература в школе»
© 2016, Гатина Светлана Анатольевна 1290