СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа метапредметного модуля «Решение задач средствами ИКТ» для 5 класса составлена в соответствии с Положением о рабочей программе педагога МАОУ СОШ №5, на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897;
- методических рекомендаций по применению модулей ИИСС «Математика на компьютерах» ;
- специализированного обучающего программного обеспечения - ИИСС "Математика на компьютерах";
- основной образовательной программы МАОУ СОШ №5;
- учебного плана МАОУ СОШ №5 на 2015-2016 учебный год;
- годового учебного календарного графика на 2015-2016 учебный год;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189).
Современная жизнь требует от ученика школы наличие метапредметных умений. Учащиеся не просто должны решить некую задачу - им необходимо изучить достаточно большой объем информации, самостоятельно найти нужные сведения, чтобы ответить на вопросы, обозначить и сравнить разные точки зрения и выбрать правильный путь решения. Главную роль в обучении отводят метапредметным умениям, связанные с компьютерной грамотностью школьников и их способностью использовать данные из сети Интернет для решения различных задач. Поэтому в процессе обучения в арсенал приемов и методов человеческого мышления наряду с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией всё чаще включаются информационно-коммуникационные технологии.
Тип философско-методологического философствования учащихся в рамках этого метапредмета связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи и т. д.
Цель модуля: расширение знаний о разных типах задач и способах их решения.
Основные задачи модуля: изучение методов и способов решения различных задач с применением компьютерных технологий, индивидуализация и дифференциация обучения, развитие логического и алгоритмического мышления, создание условий для развития познавательной активности учащихся, формирование и совершенствование ИКТ-компетентности учащихся.
Данная программа рассчитана на 17 часов, предполагает чёткое изложение теории, решение задач с применением информационного источника сложной структуры "Математика на компьютерах".
Работа с ИИСС повысит мотивацию учащихся, их коммуникабельность, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе в духе здоровой конкуренции, соревнования, разовьёт умения творческого типа, привьёт способность осуществлять выбор, самостоятельно мыслить и действовать, организовывать процесс получения знаний путем самостоятельного поиска, решать нетрадиционные задачи.
Планируемые результаты изучения модуля
Обучающийся получит возможность :
- овладеть методами решения задач на вычисление скорости, времени и пути при различных видах движения;
- научиться приёмам решения логических задач.
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
- приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания.
- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения задачи;
- включение в групповую работу;
- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его;
- сопоставление полученного результата с заданным условием;
- контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;
- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи на компьютере;
- конструирование несложных задач.
Формы и методы оценивания результатов обучения учащихся
Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование, творческие работы.
Предусматривается сохранение наработанного материала, его содержания и результатов в цифровом виде (на компьютере или дисках), и на бумажных носителях.
Наряду с традиционными формами и методами оценивания в итоговом контроле можно использовать тестовой контроль, который предполагает наличие компьютерной поддержки: сами тесты, и их результаты будут представлены в компьютерном варианте. Ученик сможет проходить тестирование в индивидуальном и групповом режимах.
Основное содержание модуля " Решение задач средствами ИКТ" (17 ч.)
1. Введение. Как учиться решению текстовых задач с помощью компьютера? (1ч.)
2. Логические задачи на переливание ( 1 ч.)
Формирование представлений об идеях и методах решения логических задач. Конструирование задач по теме.
3. Решение задач "на движение". Основные формулы (1ч.)
4. Решение задач на движение: навстречу друг другу, в противоположном направлении, в одном направлении (5ч.)
Овладение конкретными приемами, схемами, создание иллюстраций при анализе текста задачи и применение их при решении. На конкретных примерах (задачах) показать учащимся, что задачи можно решать различными способами. Предложить самим составить задачи по данной тематике. Практикум.
5. Логические задачи «Переправы», «Разъезды» (2ч.)
Формирование представлений об идеях и методах решения логических задач. Конструирование задач по теме.
6. Решение задач на движение по реке - 3ч.
Понятия: по реке, по течению реки, против течения, скорость по озеру, собственная скорость. Умение правильно оперировать данными понятиями при решении задач.
7. Решение задач на нахождение средней скорости движения-1ч.
8. Тестовый контроль - 1ч.
Проверить уровень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть по окончании данного курса.
9. Защита проектов «Мои задачи» (1 ч.)
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
Тема |
Основное содержание по темам |
Основные виды учебной деятельности |
Кол-во часов |
1. Введение в курс |
Виды задач. План решения. Изучение работы с ИИСС «Математика и компьютер» |
Анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условие, извлекают необходимую информацию, моделируют условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов. Знают структуру ИИСС. |
1ч. |
2. Логические задачи на переливание |
Виды, идеи и методы решения логических задач. Конструирование задач по теме. |
Анализируют и осмысливают текст задачи. Умеют работать в программной среде «Переливашка». Составляют задачи. |
1 ч. |
3. Решение задач на движение. Основные формулы |
Основные задачи на движение навстречу друг другу, в противоположных направлениях, в одном направлении. Формулы расчёта пути, времени и скорости. |
Знают формулы. Анализируют и осмысливают текст задачи. Умеют работать в программной среде «Задачи на движение». Составляют задачи. |
6 ч. |
4. Логические задачи «Переправы», «Разъезды» |
Виды, идеи и методы решения логических задач. Конструирование задач по теме. |
Анализируют и осмысливают текст задачи. Умеют работать в программной среде «Переправы». Составляют задачи |
2 ч. |
5. Задачи на движение по реке |
Основные задачи на движение по реке, по озеру. Понятия скорость течения, собственная скорость. |
Знают формулы. Анализируют и осмысливают текст задачи. Умеют работать в программной среде «Задачи на движение». Составляют задачи. |
4 ч. |
6. «Логические задачи «Ханойские башни |
Виды, идеи и методы решения логических задач. Конструирование задач по теме |
Анализируют и осмысливают текст задачи. Умеют работать в программной среде «Ханойские башни». Составляют задачи |
1 ч. |
7. Тестовый контроль |
Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения модуля. |
Умеют применять знания в предложенной ситуации. |
1ч. |
8. Защита проектов «Мои задачи» |
Публичное выступление и защита своих проектов. Оценивание других проектов. |
Дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) |
1 ч. |
Итого |
17ч. |
Описание учебно – методического
и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Средства ИКТ
1. Операционная система WindowsXP
2. MicrosoftOffis 2007
3. Adobe Reader
4. KMРlayer
5. ИИСС «Математика на компьютерах»
6. Диск с ЭОР из комплекта "Первая помощь 2.0."
7. Компьютерная учебная среда "Переливашка" (WATER.EXE), "Ханойские башни" (HAN.EXE)
Учебно-лабораторное оборудование
6. Мультимедийные компьютеры
7. Мультимедиа проектор
8. Интерактивная доска
Список рекомендуемой учебно – методической литературы
для учителя
1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М., 2012.
2. Методические рекомендации по применению модулей ИИСС «Математика на компьютерах».
3. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) / Д.Д. Данилов. М.: Баласс, 2006. – 207 с.
4. Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования // Ю.А. Долженко. Барнаул: Изд. БГПУ, 2003. – 337 с.
5. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя // Под ред. А.К. Дусавицкого. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 277 с.
6. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
7. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А. Ильницкая. М.: Знание, 1985. – 223 с.
8. Опыт организации групповой работы на уроках. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2008/1218.htm
9. Задания развивающего характера по математике / Г.А. Лавриненко. Саратов: Лицей, 2002. – 212 с.
Интернет – ресурсы математической и образовательной направленности
для учителя
1. http://urokimatematiki.ru/ сайт «Уроки математики»
2. http://polyakova.ucoz.ru/ сайт «Математика для всех»
3. http://www.diagtest.ru/ сайт «Сервис проверки знаний»
для учащихся:
1. http://window.edu.ru-Единое окно доступа к образовательным ресурсам
2. http://school-collection.edu.ru/-Коллекция цифровых образовательных ресурсов
3. http://kvant.info/-журнал Квант
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница-Википедия: свободная многоязычная энциклопедия
5. http://1000zadach.info – интернет-сборник задач по школьному курсу математики.
6. http://logika.vobrazovanie.ru/ - Увлекательные логические задачки, которые будут интересны как для детей, так и для взрослых. Забавные задачи адаптированы для современных школьников.
7.
Требования к знаниям, умениям к навыкам учащихся:
Знать:
способы решения задач:
- на "движение": в одном направлении, навстречу друг другу, в противоположном направлении;
- "на переливание", «переправы», «разъезды».
- на нахождение "средней скорости движения"
Уметь:
- решать задачи разными способами;
- находить оптимальные способы решения;
- составлять и конструировать задачи самостоятельно.
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
регулятивные:
познавательные:
коммуникативные:
© 2015, Гузикене Наталья Владимировна 959