СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Приоритетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выступает развитие личности обучающегося. Поэтому создание и совершенствование условий, обеспечивающих выявление, развитие и педагогическую поддержку одаренных и высокомотивированных учащихся, – одно из важнейших направлений деятельности образовательной организации. Ряд факторов отрицательно сказывается на уровне учебных достижений: недостаточная учебная мотивация обучающихся; пассивность в изучении предметного материала; высокая мотивация, но недостаточно развитые способности и т. п. Совершенствует способности обучающихся использование информационно-коммуникационных технологий, дистанционного обучения, участие в конкурсах и олимпиадах. Но нехватка времени и большое количество интернет-ресурсов затрудняют отбор составляющих образовательной деятельности. Поиски путей решения данной проблемы приводят к необходимости планирования работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися, т.е. к созданию и внедрению программ развития и педагогических проектов.
Данная программа предполагает совершенствование условий для развития интеллекта, творческих способностей и личностного роста одаренных и высокомотивированных обучающихся при изучении математики, физики, информатики и ИКТ и оказание помощи в профессиональном самоопределении. Предназначена для педагогов и администрации и может быть модифицирована применительно к другой предметной области. Основными направлениями работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися в области предметов физико-матема-тического цикла являются:
•• анализ (изучение социально-педагогической ситуации при работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися);
•• диагностика (выявление реального уровня учебных достижений обучающихся по предметам, уровня познавательных интересов
по направлению работы, изучение мнения родителей и учащихся по теме);
•• прогноз (целеполагание, формулирование ожидаемого результата и условий его достижения);
•• проектирование (выбор способов деятельности, направленных на достижение цели);
•• организация (мотивация деятельности, просвещение, организация деятельности и общения обучающихся);
•• контроль и оценка результатов деятельности, эффективности взаимодействия для постановки новых целей.
Этапы реализации программы:
Цели |
Сроки |
Содержание деятельности |
Подготовительно-проектировочный этап |
||
1. Выявление проблемы и обоснование актуальности. 2. Разработка программы работы, организация деятельности участников Программы в соответствии с выбранной темой и задачами. |
-изучение методической литературы и опыта коллег других образовательных учреждений по проблеме Программы, имеющуюся нормативную базу; - определение затруднений и проблем педагогов ШМО в области работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися. - выявление и анализ возможных рисков в реализации Программы; - выработка тактики и стратегии инновационной деятельности педагогов ШМО по реализации программы в области развития одаренных детей (механизм реализации Программы); - формирование мотивационной среды для деятельности педагогов и учащихся. - проведение стартового диагностирования уровня познавательного интереса, уровня учебных достижений обучающихся по предметам «математика», «физика», «информатика», психологическое диагностирование; - актуализация банка данных обучающихся, имеющих способности к изучению предметов физико-математического цикла. - разработка программы спецкурсов, кружков с ИКТ поддержкой. |
|
Практический этап |
||
Реализация основных компонентов программы в образовательной деятельности |
-Совершенствование методов и форм работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. -Реализация программ спецкурсов с ИКТ-поддержкой, элективных курсов, индивидуально-групповых занятий. -Обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных и высокомотивированных обучающихся и их родителей (законных представителей). -Оказание помощи в профессиональном самоопределении одаренным и высокомотивированным обучающимся. -Расширение сотрудничества с ОО высшего образования. -Организация сетевого взаимодействия педагогов района по вопросу работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися. -Расширение спектра олимпиад, конкурсов и других мероприятий по предметам физико-математического цикла. -Вовлечение учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности. -Проведение мониторинга уровня познавательного интереса, уровня учебных до- стижений обучающихся по предметам физико-математического цикла. -Психологическое диагностирование. -Осуществление коррекции деятельности по реализации программы. |
|
Обобщающий этап |
||
Соотнесение результатов с целью и задачами Программы. Обобщение и трансляция опыта. |
- проведение итогового диагностирования уровня познавательного интереса, уровня учебных достижений обучающихся по предметам физико-математического цикла, психологического диагностирования; - анализ полученных в ходе работы результатов; - разработка методических рекомендаций педагогов школьного методического объединения учителей математики, физики, информатики по организации работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися; - определение перспективы дальнейшего развития в области работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися. |
В ходе работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися особое внимание необходимо уделить координации деятельности учителей-предметников и педагога-психолога. Именно с педагогом-психологом необходимо планировать диагностику для выявления одаренных и высокомотивированных обучающихся. Примерный пакет диагностических методиквключает следующие компоненты (структура набора психодиагностических методик выявления одаренности подготовлена М.П. Головня*): •• определение психологического профиля одаренного обучающегося; •• выявление состояния когнитивной сферы (памяти, активности, утомляемости и проч.); •• выявление творческого потенциала; •• исследование социальных условий реализации одаренности.
Организация работы над проектом для педагогов позволит апробировать педагогические технологии, которые ранее не использовались в работе (дистанционное обучение, например). Системная и рационально спланированная работа даст положительную динамику учебных достижений учащихся, рост количества участников внеурочных мероприятий по предметам физико-математического цикла, учащихся, вовлеченных в различные конкурсы и олимпиады, результативность участия.
© 2016, Булченкова Ирина Павловна 781