СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование и создание коротких тематических видеофильмов на занятиях иностранного языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире в настоящее время почти все развитые страны осознали необходимость реформирования своих систем образования. У каждой страны может разниться конечное видение, к какому итогу должно привести реформирование и пересмотр систем образования, но один критерий остается ключевым - центральной фигурой учебного процесса является обучающийся. Таким образом, познавательная деятельность обучающихся находится в центре внимания педагогов-исследователей.

Специалисты приходят к выводу, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать над поиском и применением найденной информации, если поиски их не удовлетворяют – то начинать и проходить весь алгоритм поиска заново, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях. Молодые люди должны ориентироваться на самостоятельный поиск новых знаний, профессий, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

Для реализации целей современной системы образования мировая педагогика взяла ориентир на личностно-ориентированный подход. Принципы личностно ориентированного подхода наиболее полно отражает метод проектов. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность обучающемуся самостоятельно добывать и конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Обучающийся сам выбирает объект исследования, объем и глубину анализа различных источников информации, форму конечного продукта своего творчества и уровень зрелищности. Продуктом может стать доклад, оформление стенда, стенной газеты, спектакль, буклет, экскурсия и т.д.

Преподаватели и студенты нашего техникума уже несколько лет уделяют большое внимание проектным технологиям и активно используют их в своей деятельности. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у обучающегося, тем самым поддерживается творческая мотивация каждого участника проекта.

Мотивация – это внутренняя и внешняя движущая сила, которая стимулирует человека вкладывать силу и время в изучение иностранного языка, преодолевать жизненные обстоятельства, выбирая обучение как приоритет, эффективно справляться с естественной фазой сопротивления мозга. Как правило, учебные заведения профессионально и высококлассно организуют условия возникновения внешней мотивации у студентов в виде спланированных занятий, лекций, семинаров, контрольных, зачетов и экзаменов. Во взрослой жизни внешним мотиватором становится работодатель, продвижение по карьерной лестнице, успехи от активной профессиональной деятельности и т.п.

Гораздо сложнее обстоит дело с внутренней мотивацией, которая возникает у человека под влиянием собственных потребностей, целей и желаний, подкрепляется эмоциональными переживаниями и успешным опытом применения результатов своей учебной деятельности в жизни. Это внутреннее осознание необходимости владения языком, которое возникает в жизненных ситуациях – невозможность поговорить с иностранцем на отдыхе, проблемы с прочтением инструкции к прибору, желание посмотреть фильм в оригинальном звучании, интерес к содержанию понравившейся песни на иностранном языке и т.п.

Именно нехватка мотивации может снижать успешность обучения иностранным языкам, т.к. во время изучения языков процесс их усвоения идет не поступательно и планомерно, а рывками. Внезапное продвижение вперед перемежается с периодом, который лингвисты называют «плато».

Это такой период обучения, когда студенту кажется, что ничего не происходит. В этот период преподавателю важно объяснять обучающимся, что подобное явление является всеобщим, оно характерно не только для изучения языков, спортсмены постоянно испытывают этот феномен. Плато — это необходимый процесс для будущего рывка вперед, специалисты уверены, что истинное обучение происходит именно тогда, когда человек находитесь на плато. В такой момент мозг человека начинает усиленную работу по созданию и укреплению новых нейронных связей, соединяет разрозненные куски информации в одно целое и делает доступным его использование.

Это физические процессы, они требуют времени. И чтоб это время проходило эмоционально положительно, преподаватель может ставить перед обучающимися посильные, творчески свободные проекты, т.к. удовольствие от деятельности по их созданию, ощущение успеха, наличие конечного продукта, который можно демонстрировать, станет топливом для поддержки мотивации. Преподаватель пошагово помогает студентам формировать со своей стороны условия внешней мотивации, когда вся деятельность студентов планируется, оформляется в своеобразные формы отчета, и, конечно, именно творческие проекты зарождают условия для внутренней мотивации.

Одним из самых интересных форм проектной деятельности является создание коротких видео, тематику и форму подачи которых выбирают сами обучающиеся. В этом виде творчества задействованы практически все виды речевой деятельности и языковые навыки, каждому обучающему с любым уровнем владения языка найдется своя работа и зона ответственности. Отличие учебного проекта от реальной жизненной ситуации, например организации выставки или конференции, в том, что в учебном проекте сам процесс достижения конечной цели не менее важен собственно получившегося продукта. Работа над фильмом помогает всем участникам оказаться в центре дискуссионного исследовательского клуба, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные студентам проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

На первом этапе работы преподаватель изучает индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого студента. Определяет предварительную широкую тему проекта, формулирует проблему и предлагает обучающимся идею, организует ее коллективное обсуждение.

Преподавателю необходимо создать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Обучающиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Необходимо отработать навыки работы по созданию эссе, сценариев, составлению диалогов. Диалоги, тексты, упражнения с различными заданиями служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений студентов. Эта деятельность продолжается в течение всего времени работы над проектом.

Путем мозгового штурма группа выбирает себе название проекта, создает краткое описание главной идеи проекта. Преподаватель знакомит группы с обязательной формой отчетности. В ходе работы над проектом важно отслеживать деятельность групп шаг за шагом. Конечно, основная поисковая работа ведется во внеаудиторное время, поэтому предусмотрен шаблон отчетов, которые легко и быстро заполняются самой рабочей группой и сдаются еженедельно на проверку преподавателю. Все отчеты являются обязательной документацией и сдаются преподавателю еженедельно. Чтобы поддерживать постоянный темп работы и не терять контроль над процессом работы, можно выделять 5-10 минут из аудиторного занятия, чтобы обсудить ход работы, ответить на вопросы участников проекта, скорректировать поиск информации, если возникли трудности, и собрать отчеты студентов.

Диалоги, тексты, упражнения с различными заданиями служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений обучающихся. На этом этапе необходимо создавать коммуникативные ситуации, при которых увеличилась бы мотивация говорения на английском языке. При работе на этом этапе обучающиеся сначала учатся описывать готовые предметы, явления, согласно проекту, повторяя специальную лексику, отвечая на различные типы вопросов преподавателя и студентов. Таким образом, студенты готовятся к рассказу по изучаемой теме.

После выбора группой темы и формулирования главной идеи проекта в одном-двух предложениях, все данные вносятся в так называемый Progress Report (PR). После этого приходит время для составление развернутой главной идеи фильма и перевод ее на английский язык. Участники группы обсуждают план работы по поиску информации, делятся источниками, распределяют обязанности в рамках каждой группы, отмечают все решения в PR. Преподаватель еженедельно собирает PR в портфолио каждой группы. Портфолио помогает поддержать обучающий процесс студентов и оценить не только конечный результат, но и вклад каждого члена группы в ходе работы над проектом.

После составления студентами главной идеи фильма преподаватель инструктирует написание краткого содержания каждой сцены фильма. В ходе этой работы студенты разбивают свой фильм на короткие сцены или кадры, кратко описывают местоположение, действие в кадре, главных героев и описание окружающей действительности, либо диалог героев в виде коротких предложений. Все сцены визуализируются в виде рисунков, фотографий, графики. Кроме того, на этом этапе преподаватель знакомит группы с правилами оформления ссылок на использованные авторские материалы – музыки, видео и т.п. Все материалы сдаются вместе с PR на проверку преподавателю, впоследствии добавляются в портфолио группы.

Когда каждая группа уже визуально может представить последовательность раскадровки проекта, можно приступать к созданию и написанию сценария фильма. Преподаватель раздает инструкции и образцы с примерами оформленного сценария с описаниями и диалогами (кадр за кадром, сцена за сценой), после завершения работы студенты сдают сценарии на проверку вместе с PR. С момента завершения работы над сценариями приходит время работы с инфографикой и мультимедиа редакторами, в качестве помощи и поддержки можно обратиться за консультациями к преподавателям информационных технологий.

Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой учебной работы. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности, т.к. язык – это лишь часть проекта. Следовательно, оценивание осуществляется за проект в целом.

Таким образом, шаг за шагом творческая группа переживает личный опыт участия в разработке и создании своего уникального, «живого» продукта, который можно демонстрировать, его можно модифицировать, класть в основу новых проектов. Этот опыт может быть применим и реализован не только на занятиях иностранного языка, им может воспользоваться любой преподаватель-предметник, кроме того, навыки работы над подобным продуктом пригодятся студентам в их последующей учебе, либо в профессиональной деятельности.

Подробное поэтапное описание работы над проектированием и созданием коротких тематических видео далее будет освещено и раскрыто в методической разработке в новом учебном году, и дополнено, соответственно, образцами получившихся студенческих работ.

Литература

1.Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся — http://image.websib.ru/05/

2. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку — http://www.tgl.net.ru/wiki

3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. – 2001. – №1.

4. Project Work in (English) Language Teaching. A practical guide to running a successful 30-hour (15-lesson) short film project in English with (pre-)intermediate students. — http://project-work-in-english-teaching.blogspot.com/

11.09.2017 08:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!