СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектирование современного урока в специальном (коррекционном) классе в условиях реализации ФГОС» «Формирование познавательных учебных действий на уроках математики в начальной школе при решении текстовых задач»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность. Новые достижения в области педагогики и психологии, а также современный этап развития системы образования ставят в ряд основных проблему повышения эффективности процесса обучения и становления ребенка как активного его участника. В этой связи важное значение приобретают вопросы формирования и активизации учебной деятельности школьников.

В психолого-педагогической литературе достаточно широко представлены условия и средства активизации учебной деятельности, учащихся среднего и старшего школьного возраста. Учебная деятельность младших школьников изучена в меньшей степени. Вместе с тем, ее сформированность во многом определяет успешность дальнейшего обучения детей в средних и старших классах. Данная проблема актуальна и для коррекционных школ. Долгое время познавательные навыки и действия обучающихся коррекционных школ не были достаточно изучены, основное место отводилось процессу социализации этих учащихся. Перед современной коррекционной школой стоят задачи повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Их решение требует глубокого изучения проблемы совершенствования методов и форм обучения, поиска новых, более эффективных путей формирования знаний, учета реальных возможностей учащихся и условий, в которых протекает учебная деятельность. Обучение умственно отсталых детей вызывает особые затруднения, так как данная категория обучающихся имеют совокупность проблем познавательного и поведенческого характера. Практическая направленность всего учебного процесса и опора на конкретно-наглядные методы обучения обуславливает затруднения при усвоении обучающимися абстрактных понятий и выполнения учебных задач, не позволяющих выполнение практических действий и заставляющих детей использовать свой собственный социальный опыт. Такая область знаний, как математика вызывает особые затруднения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью вследствие недоразвития психических функций и процессов.

Проблема. При обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью математике большое внимание уделяется решению текстовых арифметических задач. Это объясняется тем, что задачи на уроке математики могут быть использо­ваны для самых разных целей: для подготовки к введению новых понятий; для ознакомления с новыми понятиями; для показа области применения изу­чаемых понятий; для углубления и расширения формируемых математиче­ских знаний и умений; для формирования вычислительных навыков; для обучения методам и приемам решения задач на разных этапах обучения.

Решение арифметических задач, как известно, является одним из са­мых сложных разделов программы по математике. От ребенка требуется осуществление довольно сложной аналитико-синтетической деятельности: с одной стороны он должен наглядно представить описанную в задаче жизнен­ную ситуацию, с другой – уметь отвлечься от конкретной ситуации и пере­вести ее в арифметический план, записав решение в виде примера.

Умственно отсталые учащиеся испытывают значительные затруднения при решении арифметических задач. К основным из них можно отнести трудности в запоминании, осмыслении и усвоении содержания задачи: дети не запоминают словесно сформулированного текста, понимают его фрагментарно, переносят способы решения знакомых и более простых задач на решение задачи с новым содержанием. Ученики часто не понимают описываемых в тексте задачи изменений ситуации и не могут самостоятельно прогнозировать результаты этих изменений, особенно сложен переход от понимания задачи к ее арифметическому решению. Особую сложность представляет анализ содержания задачи, выделение существенных признаков предметов. Недостаточность собственного практического опыта является существенным препятствием вовладении учащимися вспомогательной школы решением арифметических задач.

Однако, несмотря на значительные трудности, решение умственно отсталыми детьми арифметических задач имеет большое значение для реализации образовательных и коррекционно-воспитательных задач вспомогательной школы. Решение задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. При работе над задачей у школьников развиваются произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность.

В последние годы был осуществлен ряд исследований, направленных на изучение особенностей усвоения умственно отсталыми учащимися математических знаний, умений и навыков (Н.Д.Богановская, В.II. Гриханов, А.А.Хилько., В.В.Эк и др.), в результате которых было установлено, что испытываемые учениками трудности вызваны не только отвлеченностью и абстрактностью математических знаний, но также особенностями познавательной деятельности умственно отсталых школьников, а иногда и несовершенством методики преподавания.

Определению особенностей решения арифметических задач детьми с нарушением интеллекта, а также поискам методов и средств их обучения решению задач посвящены работы Н.Ф.Кузьминой-Сыромятни-ковой, М.И.Кузьмицкой, К.А.Михальского, Н.И.Непомнящей, М.Н.Перовой, И.М.Соловьева, А.А.Хилько и др.

Объект: процесс формирования познавательных учебных действий (выделение существенных признаков предметов) на уроках математики в начальной школе при решении текстовых задач у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет: система средств формирования познавательных учебных действий (выделение существенных признаков предметов)на уроках математики в начальной школе при решении текстовых задач.

Цель: формирование познавательных учебных действий (выделение существенных признаков предметов) на уроках математики в начальной школе при решении текстовых задач.

Задачи:

• изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике; • осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию познавательных учебных действий (выделение существенных признаков предметов) на уроках математики в начальной школе при решении текстовых задач; • разработать план поэтапной реализации проекта по формирование познавательных учебных действий (выделение существенных признаков предметов) на уроках математики в начальной школе при решении текстовых задач;

• составить прогноз возможных трудностей при реализации проекта;

Гипотеза: Изучение психолого – педагогической литературы и осознание собственного опыта работы позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что если у младшего школьника с умственной отсталостью будут сформированы умения выделять существенные признаки предметов, то это поможет успешнее решать текстовые задачи на уроках математики.

Ресурсное обеспечение реализации проекта:

Педагоги, реализующие адаптированные образовательные программы для детей с умственной отсталостью должны иметь высшее профессиональное образование по направлениям педагогического образования с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца. Также необходимо отметить важность прохождения курсов повышения квалификации с системе ИКТ и введения ФГОС для детей с ОВЗ.

ФГОС указывает на необходимость и важность работы комплекса специалистов в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка или группы детей.

Материально-техническое оснащение проекта выражается в широком применении ИКТ-технологий, как со стороны педагога, так и со стороны обучающегося в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Этапы реализации проекта:

  1. Предварительный этап. Август – сентябрь 2015 года.

Этот этап состоит из постановки цели и задач на основе подробной диагностики состояния умения младших школьников с умственной отсталостью выделять существенные признаки предметов (изучение педагогической литературы, анализ собственного опыта, включенное и не включенное наблюдение).

  1. Этап реализации. Октябрь 2015 – май 2016 года.

На этом этапе осуществляется внедрение методов и приемов формирования умения выделять существенные признаки предметов на уроках математики при решении текстовых задач.

  1. Рефлексивный (оценочный) этап. Май – июнь 2016 года.

Этот этап связан с анализом не только собственной деятельности, но и реальных результатов выполненной работы, т.е. педагогического проекта формирования умения выделять существенные признаки предметов при решении задач.

  1. Послепроектный этап. Август 2016 года.

Он определяет объективную конкурентоспособность и дальнейшую судьбу развития проекта.

Поэтапный план реализации проекта

  1. Предварительный этап.

На этом этапе осуществляется подбор эффективных методов, приемов формирования умения выделять существенные признаки предметов как из окружающей среды, так затем из области математических знаний.

  1. Этап реализации.

«Прежде, чем приступить к знакомству с задачей и обучению реше­нию задач, необходимо сформулировать у учащихся целый комплекс умений - слушать и понимать тексты различных структур, правильно представлять себе и моделировать ситуации, предлагаемые педагогом, правильно выбирать действие в соответствии с ситуацией, составлять математическое выражение в соответствии с выбранным действием и выполнять простые вычисления (как минимум, отсчитыванием и присчитыванием). Эти умения являются ба­зовыми для подготовки ребенка к обучению решению задач» [2; 9]

Важным этапом является пропедевтический. Пропедевтике изучения арифметических действий и задач разных видов служат упражнения на различение и выделение предметов и групп предметов. Задания целесообразно предлагать с постепенным усложнением: сначала использовать однородные предметы, затем однородные, но разного цвета, величины; потом разнородные предметы и, наконец, отвлеченные числа. Стойкие затруднения у учащихся с интеллектуальным недоразвитием вызывает решение составных арифметических задач. Конкретная последовательность заданий под редакцией Г. М. Капустиной предложена нами в Приложении 1.

  1. Рефлексивный (оценочный) этап.

На этом этапе планируется обобщить результаты, сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.

Этап включает в себя оценку не только продуктного, но и человеческого результата проекта. Метафорически его можно назвать «Уроки проекта», при правильной организации педагогом он, пожалуй, несет наибольшую нагрузку. Рефлексии подлежат прежде всего ход проекта и система отношений, которая в нем сложилась. Рефлексия на выходе из проекта — это обращение участников к себе и друг другу в новом качестве, с высоты приобретенного опыта совместной деятельности.

  1. Послепроектный этап.

Этот этап следует непосредственно после завершения проектных действий, получения представления и оценки результатов. Действия всех заинтересованных участников проекта в этот период определяют его объективную жизнеспособность и дальнейшую судьбу полученного проектного «продукта». Здесь возможны разные варианты.

1. Переход к новому проекту.

2. Интеграция с другими проектами.

3. Смена статуса субъекта проектной деятельности.

Конечным продуктом проекта можно считать методику формирования подготовленности обучающихся начальной школы с умственной отсталостью к решению текстовых задач посредством сформированности умения выделять существенные признаки предметов в ходе простейшей аналитико-синтетической деятельности на уроках математики.

Критерии оценки эффективности реализации проекта.

Эффективность реализации проекта можно оценить по степени готовности обучающихся к решению текстовых задач, верному выделению существенных признаков предметов. Оценивается это в ходе наблюдений, мониторингов, анализов продуктов учебной деятельности обучающихся и методических разработок обучающих педагогов.

Прогноз возможных негативных последствий.

Несформированность аналитико-синтетических мыслительных процессов у младших школьников с умственной отсталостью может быть устранена с помощью специально организованной пропедевтической работы, требующей высокого профессионализма специалистов, работающих с этой группой детей. Реализация современной концепции специального образования требует переподготовки работников в области ИКТ-технологий, средств работы с информацией. Современная ситуация такова, что не все учебные заведения и работающие специалисты готовы к вводимым изменениям, как на уровне материально-технической базы, так и на уровне методической работы с обучающимися, своего видения целей обучения и воспитания детей с ОВЗ (необходимость формирования познавательных умений, как условия получения знаний, необходимых для успешной социализации этих детей, приобретения ими жизненных компетенций).

Индивидуальные особенности развития детей с недостаточной интеллектуальной деятельностью не всегда могут быть скорректированы в ходе педагогической работы, что обусловлено конкретными органическими поражениями нервной системы данных детей.

Решение этих проблем лежит в изменении процесса подготовки педагогических работников к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, просветительской деятельности среди специалистов, распространении передового опыта.

04.02.2016 09:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП