СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как форма подготовки к ГИА по алгебре в 9 классе и к ЕГЭ по математике в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность как форма подготовки к ГИА по алгебре в 9 классе и к ЕГЭ по математике в 11 классе.

Инновационные преобразования в процессе обучения касаются, прежде всего, создания предметных условий для развития активности учащихся, т.е. составления таких развивающих заданий, которые приводят их к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и к дальнейшему использованию результатов этого опыта в своей деятельности.

Работая в школе много лет, я наблюдала следующую картину: в 5 классе почти все ученики старательно учатся, затем, в силу многих причин у некоторых из них интерес к математике, да и к учёбе вообще, гаснет. Я имею в виду среднестатистическую школу. Вопрос мотивации острее обозначился с приходом в школу ЕГЭ. Мои ученики с 2002 года сдают этот непростой экзамен. Как научить и подготовить к любому экзамену заинтересованного ученика знают почти все педагоги, куда важнее ответить на вопрос: «Как учить гуманитариев, слабоуспевающих, детей с ограниченными возможностями, и подготовить к проходу через «порог двойки» всех?».

На протяжении многих лет я заметила, что интерес к некоторым предметам гаснет от обилия формул, терминов, теорем, которые нужно «держать в голове», от умения соотнести их с практикой применения. Или обратная картина - ученик правило выучил, а применить не может. С приходом в школу ГИА по алгебре в 9 классе в новой форме и ЕГЭ по математике в 11 классе проблема повторения и расширения знаний до нужного уровня обострилась во много раз, особенно у тех учащихся, кто испытывает страх: «Я не сдам!».

Для того чтобы повысить эффективность действий по решению проблемы подготовки к любому экзамену существует почти универсальный выход – проектная деятельность.

Назначение метода проектов – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Как и ожидалось, самостоятельная работа по проектной методике позволила заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладели основными теоретическими положениями учебных тем и приобрели начальные исследовательские навыки. Полученные с помощью метода проектов и сведенные в информационную карту, сведения приводят к тому, что при подготовке к ГИА, ЕГЭ, при итоговом повторении уже не нужно искать теорию, образцы решений заданий, а можно просто открыть собственный справочник, итог проекта, пособие.

В любом проекте мы составляемлогико-структурную матрицу (ЛСМ), ответив на вопросы:

· что нужно достичь;

· каким образом это будет осуществлено;

· что для этого требуется;

· по каким критериям можно судить о том, выполнено ли все запланированное;

· какие могут возникнуть проблемы.

На основе логико-структурной матрицы мы составляем календарный план, включающий в себя следующие основные моменты:

· представление всего списка мероприятий по проекту;

· определение начала и общей продолжительности проекта и отдельных его этапов;

· установление начала и времени выполнения каждого мероприятия;

· определение логической последовательности и взаимозависимости мероприятий;

· распределение ответственности участников проекта за конкретные задания;

· изучение форм отчетности и защиты проекта.

Необходимую теорию по проектной деятельности мои ученики изучают в 8-9 классе на элективном курсе «Формы и методы расширения знаний по математике», в доступной форме с особенностями метода проектов знакомлю учащихся 5-7 классов на занятиях кружка.

Использование проектной деятельности на уроках математики позволяет, придерживаясь традиционной системы учебных занятий, избегать их отрыва от реальной деятельности, добиваясь при этом глубокого и надежного усвоения изучаемого материала.

Проектная деятельность позволяют работать в темпе, выбранном учеником, защищать проект тогда, когда он готов, домашнее задание может быть сокращенно, если ученик продуктивно работает в классе, на уроке. Таким образом, любая педагогическая (учебная) ситуация, складывающаяся для ученика в школе, может иметь благоприятные последствия для его здоровья. Любые методики обучения и воспитания можно отнести к здоровьесберегающим, если их систематическое использование не приводит к снижению ресурсов здоровья и повышению заболеваемости, способствует профилактике заболеваний и предупреждению болезненного и рискованного поведения. В случае применения проектного метода обучения идёт учёт возрастных особенностей, нагрузки дозированы.

Самым важным в проектной деятельности, как форме подготовки к экзаменам, является то, что происходит глубокое осмысление проблемы качественной подготовки к ГИА и ЕГЭ, детальное изучение теории, скрупулезное решение заданий, дозировка времени работы, радость общения и память на долгие годы.

Опыт показывает, что проделанная учениками работа должна обязательно иметь эмоциональную оценку: собственную, одноклассников, взрослых, поэтому обязательно планируется и проводится защита проектов, публикация итогов на сайте школы, на других образовательных сайтах или создание собственного.

На протяжении всего обучения математике все ученики писали справочники, сначала под моим руководством, затем самостоятельно, это привело к созданию ежегодного проекта «Пишем справочник». Этот проект был создан прежде всего для качественного обучения, а затем стал формой подготовки к ЕГЭ, к ГИА в 9классе, способом повторения и обобщения.

Главное назначение любого проекта: расширение знаний, формирование новых умений, воспитание творческого подхода к собственному развитию, расширение кругозора, приводит к тому, что ученики из-под воль, незаметно учатся обобщать, систематизировать знания. Повторение, а значит и подготовка к экзаменам, идет постепенно, как бы «скрыто», но приводит к прочным знаниям и нужным в дальнейшей жизни навыкам.

Очень перспективным направлением по подготовке учащихся к решению заданий ЕГЭ с геометрическим содержанием является проектная деятельность учащихся на уроках геометрии с 8 класса.

Комментарий к проекту в 11 классе «Всё о геометрических телах».

Цели проекта:

1.Формирование знаний о геометрических телах.

2.Обобщение знаний учащихся о свойствах площадей и объёмов;

3.Вывод формул объёмов геометрических тел;

4.Формирование умения применять данные формулы при решении задач.

5.Привить навыки самостоятельности, творческого подхода к оформлению работ.

6.Научить применять ИКТ для решения практических задач при оформлении и защите работ

Задачи проекта:

1. Изучить определения и основные характеристики геометрических тел (призмы, пирамиды, конуса, цилиндра и шара).

2.Вывести формулы для нахождения площадей поверхностей и вычисления объёмов тел.

3.Показать применение данных формул при решении задач практического содержания.

4.Оформить результаты работы в виде модулей, презентаций, буклетов и наглядных пособий.

Итоги проекта: По итогам проекта каждой из пяти групп (по количеству геометрических тел - призма, пирамида, цилиндр, конус, шар):

· будет создана презентация, содержащая, историческую справку о происхождении тела, основные характеристики данного геометрического тела, вывод соответствующих теме формул, применение геометрического тела в нашей жизни;

· издан буклет со справочным материалом и примером применения выведенных формул;- оформлены в виде наглядного материала 3-4 задачи практического содержания по данной теме;

· каждый учащийся заполнит карту соответствия данных геометрических тел и их частей выведенным формулам.

Проект предполагает творческую защиту работ учащихся, поэтому в качестве раздаточного материала каждому ученику выдается рабочая карта с критериями оценивания буклета и презентации, с вопросами рефлексии.

Итоги проектной деятельности на уроках геометрии в 9-11 классах:

Категория: Математика
06.02.2016 02:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!