СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность учащихся 5х классов в рамках реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья может быть использована учителем и классным руководителем для организации проектной деятельности.

Проектная деятельность учащихся 5х классов в рамках реализации ФГОС

Человек должен верить, что непонятное

можно понять; иначе он не стал бы

размышлять о нем.

И. В. Гете

И действительно, в настоящее время образовательное пространство серьёзно переоценивается. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Это означает, что обучение в школе должно быть направлено на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения поставленных учебных проблем. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать детям знания, а научить добывать их через новые виды деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны разные виды деятельности, которыми должны овладеть учащиеся среднего звена. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Одним из ведущих средств формирования ключевых компетентностей школьников является метод проектов, который понимается как технология способствующая повышению роли ученика через решение возникающих проблем. На схемах, представленных вам, дана характеристика метода проекта, включающего в себя:

  • Страницы истории развития метода.
  • Основные понятия, раскрывающие сущность метода.
  • Определение цели.
  • Классификацию видов и форм.
  • Требования к проектной деятельности «Пять П».

Работа по методу проектов требует от меня как от учителя не только преподавания, а создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

По ходу реализации учащимися проекта я как педагог играю несколько ролей:

  1. Я энтузиаст, который вдохновляет и мотивирует учащихся на достиже­ние поставленной цели.
  2. Я специалист, который обладает знаниями и умениями в нескольких областях.
  3. Я консультант, который организует доступ к информационным ресурсам, в т. ч. и другим специалистам.
  4. Я руководитель (особенно в вопросах планирования времени).
  5. Я "человек, который задает вопросы" («вопроситель») – т.е. организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей.
  6. Я координатор деятельности различных групп.
  7. Я эксперт, который организует анализ результатов выполненного проекта.

Ведущие принципы ФГОС — это принципы преемственности, так как у пятиклассников уже есть небольшой опыт проектирования, полученный в начальной школе. А моя задача развить эти навыки. Пятиклассников необходимо научить самостоятельно действовать и оценивать свои результаты. Поэтому наиболее сложным для меня как педагога является вопрос о степени самостоя­тельности учащихся, работающих над проектом. Ведь степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае, был допустим вы­бор одной из предложенных руководителем тем. Таким образом, планирование, реализация и оценка проектов также должны осу­ществляться в первую очередь самими детьми.

Темы проектов учащихся этого возраста в основном тесно связаны с предметным содержанием, но в тоже время, учитывая их интерес, многократно расширяет их знания по предмету.

В нашей, 11 гимназии, работа по методу проектов в рамках ФГОС осуществляется в соответствии с программой «Основы проектирования», которая разработана на основе учебно – методического пособия М.А. Ступницкой «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами». Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю классным руководителем во внеурочное время.

Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей.

В результате, в конце учебного года, пятиклассники должны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками по созданию проекта, что и прописано в данной программе.

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. А учитывая опять же психо – физиологические особенности пятиклассников, их интерес к предмету История Древнего мира, и конкретно к процессу обучения в школах Древности проект 5 г класса получил название «Школа вчера, сегодня, завтра».

Эпиграфом к проекту стали слова: «Настоящее, которое помнит прошлое, достойно будущего!».

Основная цель проекта проследить особенности развития процесса обучения в разные периоды жизни общества.

Процесс создания проекта прошел пять этапов. На первом этапе ученики 5го класса разделились на 10 подгрупп, каждая из которых выбрала одну или две темы для создания коллективного творческого проекта. На данном этапе каждая из подгрупп обозначила: что знает по выбранной теме, что необходимо узнать, когда и где эту информацию получить. Именно на этом этапе осуществляется планирование проектной деятельности.

Второй этап это исследование и поиск информации. Это и работа с литературой, использование интернет ресурсов, посещение музеев, проведение экскурсий, мастер – класс, где дети изучали славянскую письменность и учились писать гусиными перьями. На втором же этапе, шло промежуточное само – и взаимо оценивание результатов исследовательской деятельности учащихся через выступления на классных часах, уроках истории (письмо на глиняных табличках, изготовление папируса).

Третий этап это создание итогового продукта (показать книгу и диск). В процессе создания книги и диска, в публикации собранных материалов, приняли участие родители нашего класса. Ведь пятый класс это еще не слишком взрослые дети, а такое участие родителей сплачивает детско – родительский коллектив в классе, помогает родителям лучше узнать своего ребенка, увидеть его особенности.

Четвертый этап – защита проекта, которая состоялась в мае месяце на собрании детей и родителей 5х классов. В защите принял участие каждый ребенок 5го класса. Защита проходила на сцене актового зала и ее сопровождала презентация с представленного вам диска.

Еще одной целью создания диска является возможность его использования не только в других классах нашей гимназии, но и как учебное пособие на уроках истории, дополнительный материал на классных часах, на уроках Дня Знаний.

Завершающим пятым этапом проектной деятельности была итоговая рефлексия, которая показала умение детей осуществлять взаимоанализ, т.е. анализировать творческие проекты учащихся других 5х классов, и что очень важно, осуществлять самоанализ, т.е. видеть не только свои достоинства, но и свои ошибки и недочеты.

В результате работы над проектом учащихся 5 г класса можно отметить, что одноклассники, оказавшие­ся в одной проектной группе, в ходе работы стали лучшими друзьями. Это важный результат, так как 5г класс это вновь сформированный класс, состоящий из ребят трех классов. Интерес к проекту зависел от степени самостоятельности учащихся класса: 62% ребят ответили, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся они его лишь при небольшой помощи классного руководителя, учителя истории. Напротив, у тех, кто выбрал тему, руководствуясь чьим-либо советом, интерес к проектной деятельности был низким. Более половины учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта; 32% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 12% - презентацию. По итогам выполнения проекта 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности.

Метод проектов важная составляющая работы учителя с учащимися 5х классов позволяющая развивать личность ребенка и сопутствующая формированию личностных компетенций в рамках реализации ФГОС.

22.09.2017 09:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!