«Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно»
Так сказал русский ученый М.В. Ломоносов. Совет мудрый.
В современной школе, особенно в рамках ФГОС, приёмам организации исследовательской и проектной деятельности учащихся должно уделяться особое внимание.
Прежде всего хочется остановиться на понятиях: проект и исследование.
ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАНИЕ
Определение специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности
Цель реализация проектного замысла уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Гипотеза может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы подразумевает выдвижение гипотез и теорий
Работа учителя в этом направлении не должна носить стихийный, бессистемный характер. Только продуманная, логически выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, даст ожидаемые результаты.
В современной педагогике различается 3 уровня реализации «исследовательского обучения».
Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение находит сам ребёнок. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.
На уроках ИЗО в 1ом классе ученики с удовольствием исследуют возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, во 2ом ведут расследование «Сказочные существа – кто они?», в 3ем классе исследование «Искусство на улицах нашего города» занимает всю вторую четверть.
1 четверть в 4 классе посвящена исследовательскому проекту «Праздник в деревне». После изучения тем: «Пейзаж родной земли», «Деревня – деревянный мир», «Красота человека», «Народные праздники», создается коллективное панно.
Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Учитель ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск. Темы исследований вытекают из изучаемого материала.
Например:
5 класс, в разделе «Древние корни народного искусства» учащимся, индивидуально и в группах, предлагается провести исследования на следующие темы:
«Элементы народного костюма в современной одежде»
«Северная кухня»
«Народные праздничные обряды»
«Предметы народного быта в произведениях художников»
Исследовательский проект «Пир на весь мир»
«Декор домов частного сектора города Коряжма»
Ничего сложного в этих темах нет, например, «Декор домов частного сектора города Коряжма» - это просто фото дома (можно даже на телефоне) с объяснением, какие элементы декора использованы.
Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов. Данный уровень допускается в среднем звене, но преимущественно используется в старших классах, например, на курсе в 10 классе «Я – исследователь» . Цель курса: формирование целостного представления об исследовательской деятельности, оказание методической поддержки учащимся при проведении исследований и подготовке устных выступлений (презентаций). Занятия и ориентированы на собственные исследовательские работы учащихся. Причем область исследования старшеклассники могут выбрать любую.
Исследовательская и проектная работа расширяет кругозор учащихся, знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.
Чего всем нам и желаю. Спасибо за внимание!