СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В физике используются различные методы обучения, которые ведут к повышению качества образования. Учебно-исследовательская деятельность – один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного учебного процесса. Исследовательская деятельность ставит ученика в условия исследователя, на место ученого или первооткрывателя. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Исследовательская деятельность учащихся предполагает наличие основных этапов: ставить цель; составлять план исследований; подбирать необходимые приборы и материалы; собирать необходимые установки; проводить исследования и формулировать выводы.
В 2013 году обучающимися 7 класса Чернояровым Александром и Климахиным Александром была выполнена проектная работа «Компьютерное моделирование при выяснении условий плавания тел». Эта работа была представлена на всероссийский конкурс в городе Саров и получила специальный приз.
В 2014 году обучающимся 8 класса Лебедевым Александром был разработан проект по теме: «Выращивание кристаллов и их применение». Эта работа была представлена на конкурсе проектов региональной НПК “Шаг в будущее, Байкальский юниор - 2014”(ноябрь 2014, Иркутск) и заняла там первое место.
Теоретическая часть включает описание кристаллов и их физических свойств; кристаллов, как драгоценных камней; жидких кристаллов; применение их в науке и технике. Практическая часть включает изучение и применение технологии выращивания кристаллов в домашних условиях, а так же исследование физических свойств выращенного кристалла. Для исследования способов выращивания кристаллов были выбраны соли (медного купороса и красной - кровяной, Мора) алюмокалиевых и хромокалиевых квасцов. Исследовалась теплопроводность кристалла медного купороса.
Итоги работы.
Эта проектная работа позволила Александру почувствовать себя в роли экспериментатора и самостоятельно получить образцы кристаллов – аналоги, которых применяются в промышленности и в ювелирном деле. Презентацию, видеоролик, выращенные монокристаллы для этой работы можно использовать на уроках физики в старших классах при изучении темы: «Кристаллы»
К исследовательской деятельности я привлекаю ребят с 7 класса, так как наша школа является пилотной площадкой по реализации ФГОС. Работу с учащимися я начинаю с начала учебного года. Предлагаю темы исследовательских работ, прописанные как задания в учебнике к изученным параграфам.
Желающие принять участие в исследовательской деятельности, определяются с выбором темы. На индивидуальных консультациях, мы определяем конкретные цели, задачи, составляем план работы, обговариваем способы получения информации. Впоследствии мною даются различные рекомендации по выполнению самостоятельных исследований в рамках выбранной темы.
На втором этапе учащиеся определяют определенный способ информации: наблюдение, анкетирование, опрос, проведение эксперимента, работа в сети Интернет, с литературой.
Любая исследовательская деятельность предполагает, что после проведения исследований результат должен быть представлен в виде завершенной работы и презентации полученных результатов.
Со своими проектами дети выступают на уроках, школьной научной конференции, принимают участие в межшкольных конференциях и занимают призовые места. Участие в такой форме работы способствует моему профессиональному росту, позволяет лучше узнать учеников, их творческие возможности, расширяет круг профессионального общения. Итогом совместной деятельности над проектами, конечно, является готовый к использованию на уроках или во внеурочной работе готовый программный продукт. Это видимая сторона работы. Скрытые ее стороны рано или поздно проявятся - качественный рост показателей всех участников образовательного процесса, повышение мотивации к учению, возрастание эффективности урока, развитие творческих и исследовательских способностей, повышение интереса к физике и, безусловно, повышение качества знаний по предмету.
В своей работе я использую и лабораторный метод. Лабораторный метод лучше других методов способствует развитию практических трудовых умений; умений добывать, систематизировать и применять знания; навыков упрочнения знаний и умений. Кроме этого, лабораторный метод пригоден, в равной степени, для развития таких качеств личности, как мышление, познавательный интерес, активность, память, способность выражать свои мысли. Убеждаясь в своей практической деятельности в справедливости этих утверждений, я использую лабораторный метод обучения для развития общеучебных умений и навыков на уроках физики. И как частный случай – через исследовательские лабораторные работы. Сущность исследовательского метода обучения заключается в том, что он предусматривает творчество в деятельности учащихся. Элементы исследования в проведении лабораторных работ развивают учебные умения и навыки с учетом индивидуальных способностей учащихся достигать различные этапы творчества.
Формами проведения занятий могут быть и коллективные исследования, сопровождаемые демонстрационным экспериментом, которые проводятся одновременно всем классом под руководством учителя, и индивидуально-групповые исследования, которые школьники проводят самостоятельно в форме лабораторных работ или теоретических расчетов и выводов. Это становится возможным, так как кабинет физики нашей школы оснащен лабораторией «L-микро», в которую входят наборы для демонстрационных экспериментов по темам предмета. Это позволяет проводить опыты и решать задачи экспериментально –исследовательского характера, так как существенно повышают заинтересованность в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором.
Проблемно-исследовательская и информационно-коммуникативная технологии, которые я использую в своей педагогической деятельности, являются составляющими проектной технологии, так как метод проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования. Эта определённым образом организованная поисковая, исследовательская, познавательная деятельность учащихся. Метод проектов ориентирован на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения по поводу направления и методов поиска решения проблемы, развитие критического мышления. Приведу темы проектных работ, выполненных моими учениками с использованием информационных технологий и ресурсов Интернет: «История электрического освещения», «Развитие космонавтики», «Энергосбережение в быту», «Аккумуляторы и их применение», «Лейденская банка»,
«Атмосферное давление», и др. Успешно выполняются ребятами и мини-проекты: «Исследование зависимости давления газа от температуры», «Исследование условий плавания тел», «Зависимость давления твердых тел от площади поверхности», «Исследование закона Паскаля» и т.д.
Особое место занимает проектно-исследовательская работа во внеурочное время, а именно при проведении предметной декады по физике. В проектно-исследовательской работе по выращиванию кристаллов участвовали группы обучающихся 5-7 классов. В течение 5 дней велась работа по исследованию роста кристаллов: измерялись их размеры, измерялась температура воздуха в лаборатории, где проводился эксперимент, действия обучающихся фотографировались, результаты измерений и наблюдений заносились в таблицу. В итоге были оформлены портфолио, созданы презентации и проведена защита на конференции, посвященной декаде по физике. Лучшие работы были отмечены грамотами и благодарностями.
Защиту других проектных работ я провожу в кабинете физики как открытое мероприятие для учащихся 5-8 классов с целью предпрофильной пропаганды.
В целом проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением обучаемых в учебную деятельность, принятием персональной ответственности за достижение успеха в обучении, созданием условий для развития личности. Работая над проектом, каждый обучаемый, даже самый слабый в отношении предмета и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и креативность, активность и самостоятельность. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения физики (по принципу “Надо знать”) и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата.
© 2017, Меньщикова Галина Вячеславовна 1076