СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В последние годы система российского образования претерпевает серьезные изменения. Все чаще мы стараемся отойти от традиционных методов и приемов в пользу развивающего обучения, расширяющего рамки образовательного процесса, стимулирующего познавательную, творческую, исследовательскую деятельность учащихся, повышающего мотивацию их к получению знаний.
Такие же изменения происходят и в коррекционной педагогике, где, даже в большей степени, чем в общеобразовательной, идет постоянный поиск новых, более эффективных и актуальных методов и приемов работы. Контингент учащихся получающих образование по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) таков, что определенная часть его не просто требует обучения по специальной программе, а, в связи с определенным психофизическим состоянием, выработки индивидуального образовательного маршрута. Педагог, работающий с такими детьми, находится в постоянном поиске новых идей, методик, приемов и видов деятельности, профессионально и продуманно отбирает все то, что возможно применить в работе со своими учащимися. Ведь мир каждого ребенка индивидуален, а особенный ребенок это целая неисследованная вселенная.
Одним из таких методов обучения и воспитания является проектная деятельность, которая широко внедряется в общеобразовательной школе. Изучая этот вид работы, приходишь к выводу, что и в системе коррекционного образования он вполне даже приемлем, конечно, с некоторыми оговорками и упрощениями, учитывая специфику работы с учащимися с особыми образовательными потребностями. Главное в проектной деятельности то, что этот вид работы стимулирует детей к принятию самостоятельных решений, взаимодействию в коллективе, расширению кругозора, дает мощный импульс интеллектуальному и психическому развитию, что крайне важно в обучении и воспитании детей с ментальными нарушениями. Все это поможет в адаптации ребят к дальнейшей жизни в социуме, поможет найти свое место в жизни.
В школах, осуществляющих обучение по АООП, часть детей получает образование по надомной форме обучения.
Дети, находящиеся на надомном обучении, лишены возможности обучаться в коллективе и посещать учебное заведение. К нарушению интеллекта и психического развития у таких детей, как правило, присоединяются нарушения слуха, речи, зрения, опорно-двигательные проблемы и т.д. Коррекционно-обучающая работа с такими учащимися существенно затруднена, но и их необходимо научить общению, ориентации в жизненном пространстве, определению своего места в социуме. Для этого учителя все чаще используют в своей работе новые методы обучения и воспитания. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Но если ребенок обучается один, то значит это должен быть индивидуальный проект? К сожалению, умственно отсталые дети с присоединением сочетанных диагнозов не способны полностью на самостоятельную деятельность. У таких учащихся присутствуют серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы, когнитивные навыки не сформированы, кругозор крайне узок, мотивация слабая или отсутствует вовсе. К познавательной, исследовательской, творческой деятельности они не способны. Да еще и лишены коллектива, то есть полноценного общения и взаимодействия со сверстниками.
В такой ситуации внедрение метода коллективной проектной деятельности, как ни странно, становится актуальным и необходимым. Хочу подчеркнуть, именно коллективной! А коллективом единомышленников, в данном случае, становятся учитель и родные ребенка. Ведь самостоятельно, без помощи, поддержки и поощрения такой ребенок не способен ни к какой деятельности, порой даже самой примитивной.
Зона ближайшего развития (по Выготскому) такого ребенка это достаточно узкие рамки возможностей формирования знаний, умений, навыков, а тем более применение их в практической деятельности. Расширить эти рамки, даже незначительно, уже победа в нелегком деле обучения и воспитания особого ребенка.
Учитель в форме доступной беседы мотивирует учащегося к тому виду деятельности, который хочет осуществить в ходе реализации проекта, вызывает интерес ребенка, ставит перед ним посильные задачи, обговаривает способы решения.
Подключение родителей, братьев, сестер учащегося к работе над проектом, одна из самых важных задач для учителя. Чем больше единомышленников будет у ребенка, чем теснее они будут связаны одним общим делом, тем быстрее и эффективнее пойдет работа, а каждый из участников проекта почувствует свою значимость и ценность, что в семьях с особыми детьми необходимо не только детям, но и их родственникам.
В последние годы система российского образования претерпевает серьезные изменения. Все чаще мы стараемся отойти от традиционных методов и приемов в пользу развивающего обучения, расширяющего рамки образовательного процесса, стимулирующего познавательную, творческую, исследовательскую деятельность учащихся, повышающего мотивацию их к получению знаний.
Такие же изменения происходят и в коррекционной педагогике, где, даже в большей степени, чем в общеобразовательной, идет постоянный поиск новых, более эффективных и актуальных методов и приемов работы. Контингент учащихся получающих образование по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) таков, что определенная часть его не просто требует обучения по специальной программе, а, в связи с определенным психофизическим состоянием, выработки индивидуального образовательного маршрута. Педагог, работающий с такими детьми, находится в постоянном поиске новых идей, методик, приемов и видов деятельности, профессионально и продуманно отбирает все то, что возможно применить в работе со своими учащимися. Ведь мир каждого ребенка индивидуален, а особенный ребенок это целая неисследованная вселенная.
Одним из таких методов обучения и воспитания является проектная деятельность, которая широко внедряется в общеобразовательной школе. Изучая этот вид работы, приходишь к выводу, что и в системе коррекционного образования он вполне даже приемлем, конечно, с некоторыми оговорками и упрощениями, учитывая специфику работы с учащимися с особыми образовательными потребностями. Главное в проектной деятельности то, что этот вид работы стимулирует детей к принятию самостоятельных решений, взаимодействию в коллективе, расширению кругозора, дает мощный импульс интеллектуальному и психическому развитию, что крайне важно в обучении и воспитании детей с ментальными нарушениями. Все это поможет в адаптации ребят к дальнейшей жизни в социуме, поможет найти свое место в жизни.
В школах, осуществляющих обучение по АООП, часть детей получает образование по надомной форме обучения.
Дети, находящиеся на надомном обучении, лишены возможности обучаться в коллективе и посещать учебное заведение. К нарушению интеллекта и психического развития у таких детей, как правило, присоединяются нарушения слуха, речи, зрения, опорно-двигательные проблемы и т.д. Коррекционно-обучающая работа с такими учащимися существенно затруднена, но и их необходимо научить общению, ориентации в жизненном пространстве, определению своего места в социуме. Для этого учителя все чаще используют в своей работе новые методы обучения и воспитания. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Но если ребенок обучается один, то значит это должен быть индивидуальный проект? К сожалению, умственно отсталые дети с присоединением сочетанных диагнозов не способны полностью на самостоятельную деятельность. У таких учащихся присутствуют серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы, когнитивные навыки не сформированы, кругозор крайне узок, мотивация слабая или отсутствует вовсе. К познавательной, исследовательской, творческой деятельности они не способны. Да еще и лишены коллектива, то есть полноценного общения и взаимодействия со сверстниками.
В такой ситуации внедрение метода коллективной проектной деятельности, как ни странно, становится актуальным и необходимым. Хочу подчеркнуть, именно коллективной! А коллективом единомышленников, в данном случае, становятся учитель и родные ребенка. Ведь самостоятельно, без помощи, поддержки и поощрения такой ребенок не способен ни к какой деятельности, порой даже самой примитивной.
Зона ближайшего развития (по Выготскому) такого ребенка это достаточно узкие рамки возможностей формирования знаний, умений, навыков, а тем более применение их в практической деятельности. Расширить эти рамки, даже незначительно, уже победа в нелегком деле обучения и воспитания особого ребенка.
Учитель в форме доступной беседы мотивирует учащегося к тому виду деятельности, который хочет осуществить в ходе реализации проекта, вызывает интерес ребенка, ставит перед ним посильные задачи, обговаривает способы решения.
Подключение родителей, братьев, сестер учащегося к работе над проектом, одна из самых важных задач для учителя. Чем больше единомышленников будет у ребенка, чем теснее они будут связаны одним общим делом, тем быстрее и эффективнее пойдет работа, а каждый из участников проекта почувствует свою значимость и ценность, что в семьях с особыми детьми необходимо не только детям, но и их родственникам.
В последние годы система российского образования претерпевает серьезные изменения. Все чаще мы стараемся отойти от традиционных методов и приемов в пользу развивающего обучения, расширяющего рамки образовательного процесса, стимулирующего познавательную, творческую, исследовательскую деятельность учащихся, повышающего мотивацию их к получению знаний.
Такие же изменения происходят и в коррекционной педагогике, где, даже в большей степени, чем в общеобразовательной, идет постоянный поиск новых, более эффективных и актуальных методов и приемов работы. Контингент учащихся получающих образование по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) таков, что определенная часть его не просто требует обучения по специальной программе, а, в связи с определенным психофизическим состоянием, выработки индивидуального образовательного маршрута. Педагог, работающий с такими детьми, находится в постоянном поиске новых идей, методик, приемов и видов деятельности, профессионально и продуманно отбирает все то, что возможно применить в работе со своими учащимися. Ведь мир каждого ребенка индивидуален, а особенный ребенок это целая неисследованная вселенная.
Одним из таких методов обучения и воспитания является проектная деятельность, которая широко внедряется в общеобразовательной школе. Изучая этот вид работы, приходишь к выводу, что и в системе коррекционного образования он вполне даже приемлем, конечно, с некоторыми оговорками и упрощениями, учитывая специфику работы с учащимися с особыми образовательными потребностями. Главное в проектной деятельности то, что этот вид работы стимулирует детей к принятию самостоятельных решений, взаимодействию в коллективе, расширению кругозора, дает мощный импульс интеллектуальному и психическому развитию, что крайне важно в обучении и воспитании детей с ментальными нарушениями. Все это поможет в адаптации ребят к дальнейшей жизни в социуме, поможет найти свое место в жизни.
В школах, осуществляющих обучение по АООП, часть детей получает образование по надомной форме обучения.
Дети, находящиеся на надомном обучении, лишены возможности обучаться в коллективе и посещать учебное заведение. К нарушению интеллекта и психического развития у таких детей, как правило, присоединяются нарушения слуха, речи, зрения, опорно-двигательные проблемы и т.д. Коррекционно-обучающая работа с такими учащимися существенно затруднена, но и их необходимо научить общению, ориентации в жизненном пространстве, определению своего места в социуме. Для этого учителя все чаще используют в своей работе новые методы обучения и воспитания. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Но если ребенок обучается один, то значит это должен быть индивидуальный проект? К сожалению, умственно отсталые дети с присоединением сочетанных диагнозов не способны полностью на самостоятельную деятельность. У таких учащихся присутствуют серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы, когнитивные навыки не сформированы, кругозор крайне узок, мотивация слабая или отсутствует вовсе. К познавательной, исследовательской, творческой деятельности они не способны. Да еще и лишены коллектива, то есть полноценного общения и взаимодействия со сверстниками.
В такой ситуации внедрение метода коллективной проектной деятельности, как ни странно, становится актуальным и необходимым. Хочу подчеркнуть, именно коллективной! А коллективом единомышленников, в данном случае, становятся учитель и родные ребенка. Ведь самостоятельно, без помощи, поддержки и поощрения такой ребенок не способен ни к какой деятельности, порой даже самой примитивной.
Зона ближайшего развития (по Выготскому) такого ребенка это достаточно узкие рамки возможностей формирования знаний, умений, навыков, а тем более применение их в практической деятельности. Расширить эти рамки, даже незначительно, уже победа в нелегком деле обучения и воспитания особого ребенка.
Учитель в форме доступной беседы мотивирует учащегося к тому виду деятельности, который хочет осуществить в ходе реализации проекта, вызывает интерес ребенка, ставит перед ним посильные задачи, обговаривает способы решения.
Подключение родителей, братьев, сестер учащегося к работе над проектом, одна из самых важных задач для учителя. Чем больше единомышленников будет у ребенка, чем теснее они будут связаны одним общим делом, тем быстрее и эффективнее пойдет работа, а каждый из участников проекта почувствует свою значимость и ценность, что в семьях с особыми детьми необходимо не только детям, но и их родственникам.
© 2017, Щербакова Ирэн Леонидовна 316