СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Процесс запоминания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс запоминания протекает в трёх формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. В долговременной памяти запечатление происходит, когда мы сталкиваемся с событиями, производящими сильное эмоциональное впечатление.

Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения; отражает постоянно действующие, повторяющиеся события. Непроизвольное запоминание зависит от целей деятельности и её содержания.

Ведущей формой запоминания у человека является произвольное: оно возникло в трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые в трудовой деятельности. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление – импринтинг.

Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.

По характеру связей в запоминаемом материале выделяют механическое исмысловое запоминание. Механические связи отражают пространственное положение, временную последовательность запоминаемых объектов. Смысловые – отражают закономерные связи. Высоко оценивается смысловое запоминание.

Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание, которые очень важны для личности. Забывание полезно и органически связано с формированием опыта личности. Все те сведения, которые не актуальны, не повторяются должны забываться. Однако в обучении забывание нежелательно.

Повторять материал следует спустя небольшое время после его восприятия. Способствует прочному сохранению активное включение приобретённых знаний в деятельность. Сохранение нельзя трактовать как пассивный процесс хранения – память не склад! Сохранение – процесс динамический.

Воспроизведение – воссоздание в деятельности и общении сохранённого в памяти материала.(узнавание, воспроизведение, припоминание – все взаимосвязаны)

На протяжении детства память развивается. Увеличивается объём запоминаемого материала, изменяются и совершенствуются процессы запоминания и воспроизведения. Развитие памяти зависит от условий жизни ребёнка, от его обучения и воспитания. Мы - педагоги, организуя деятельность ребёнка, ставя перед ним задачу запомнить тот или иной материал, обучая его различным способам запоминания, формируем его внимание и память. Я недаром сейчас снова произнесла еще и слово -внимание-. В самом начале я говорила о том, что невозможно запомнить, не акцентировав внимание на предмете запоминания.

Внимание – это сосредоточенность, направленное сознание человека на конкретные предметы или явления, или их стороны, обеспечивающие их четкое отражение.

Для внимания характерны следующие свойства: объём, концентрация, устойчивость, распределение, переключение, рассредоточение.

Каждому индивидуму – ребенку ли, взрослому ли - присущи мнемические свойства личности, т.е. особенности памяти, свойственные только ему одному.

Какие личностные свойства памяти мы можем развивать у детей?: объём, точность, мобилизационная готовность, уверенность в правильности воспроизведения.

Объём памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла, равен магическому числу Миллера 7+-2. Число Миллера указывает на количество единиц информации, которое люди обычно удерживают в памяти.

Точность памяти – способность без искажения, в тех же самых словах, воспроизвести информацию.

Мобилизационная готовность памятиумение припомнить нужный материал в данный момент, это сложное психическое образование, в котором интегрированы особенности волевых эмоциональных свойств и мышления личности.

Уверенность в правильности воспроизведениятак же связана с широким комплексом личностных качеств человека: с уровнем развития наблюдательности, внушаемости.

Мы с детьми (картинка с мнемотаблицей) используем для тренировки всех этих качеств много разных игр.

18.11.2016 00:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП