СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Влияние плавания на организм ребенка нельзя недооценивать. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. Плавание с ранних лет способствует развитию дыхательной системы, оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствует формированию правильной осанки. Обучение ребенка плаванию – это не только полезный жизненно необходимый навык, но и возможность укрепить иммунитет, ведь плавание – один из наиболее эффективных методов закаливания.
Важно как можно раньше начать процесс обучения плаванию. Это понимают и специалисты, этого хотят и родители. Подчас они не понимают, для чего нужно сначала на суше освоить дыхательную и двигательную технику, и только с середины учебного года занятия проходить в воде. Поэтому для родителей важна информация инструктора по плаванию, какие задачи решаются на первом году обучения плаванию, какие методы и приёмы важно использовать при этом, какие особенности маленьких детей нужно учитывать. Здесь самое время вспомнить Д.Н.Узнадзе. По его мнению, перед осуществлением деятельности человек психологически готовится к ее осуществлению. Процесс подготовки может не осознаваться. Этот факт подготовки Д.Н. Узнадзе назвал установкой.
Установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения.
Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Исходный пункт психологии, согласно Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности личности играют, по Узнадзе, потребности.
Именно поэтому первый год обучения плаванию — это самый важный период в обучении плаванию – это помимо общеукрепляющих и оздоровительных целей, решение ряда конкретных задач:
Следует понимать, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, ведь для большинства детей бассейн – это не ванна для купания, это огромное водное пространство. Преодолевать эту тревогу нужно постепенно, без насилия и принуждения. Занятия в бассейне включают в себя большую подготовительную работу, которая помогает детям справиться со страхом воды, с неуверенностью в собственных силах, познакомиться со свойствами воды, научиться держаться на воде и, как результат, овладеть навыками плавания облегченными способами. Детям нужно время, чтобы привыкнуть к воде и научиться не бояться ее, правильно дышать в водной среде.
Дети на первоначальном этапе овладевают двигательными и плавательными навыками, осваивают игровые упражнения на обучение работе ног, согласованию дыхания с работой ног, обучение работе рук, общее согласование работы ног, рук и дыхания.
Чуть позднее происходит обучение детей вхождению в воду, ознакомление со свойствами воды, преодоление страха перед ней; обучение передвижению по дну бассейна различными способами на различной глубине; обучение погружению в воду с открытыми глазами; обучение дыханию в воде (выдохи в воду).
На первых занятиях дети учатся входить в воду. Основная трудность входа в бассейн чаще всего связана с тем, что в него дети спускаются по лестнице, на которой могут оступиться, поскользнуться, упасть в воду. Глотнув воды, ребенок может напугаться и не захочет больше приходить в бассейн. Важно предупредить его неожиданное падение в воду. Нельзя принуждать детей. Того, кто входит в воду нехотя, нерешительно, можно брать на руки и водить его ладонью по поверхности воды, приговаривая: «Какая водичка гладкая, теплая, нежная, добрая!». Затем ребенка следует поставить в воду лицом к себе, взять за обе руки и, незаметно отступать, звать за собой. Когда дети привыкнут к воде и начнут передвигаться в ней самостоятельно, они обходят бассейн, держась рукой за поручень или мою руку. Не рекомендуется пользоваться всевозможными устрашающими формулировками. Всегда можно подобрать выражения, в которых полностью отсутствует угроза опасности: «Смелее», «Делай, как все», «Молодец». Детям младшего возраста необходимо 4 занятий, чтобы научиться входить в воду. Только после того как начинающий пловец уже перестал бояться воды, свободно открывает глаза под водой, задерживает дыхание, делает глубокие выдохи в воду, можно переходить к следующим этапам обучения, не забывая о совершенствовании навыка дыхания вместе с двигательными действиями. После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо приучать их к простейшим передвижениям. Малыши ощущают, насколько труднее двигаться в воде, чем на суше. Немаловажное значение имеет обучение движениям рук. На мой взгляд, особое место занимают передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Эти упражнения подводят к умению принимать горизонтальное положение тела в воде.
Следующий шаг в освоении с водой, который делают дети младшего возраста -погружение. К сожалению, не всем детям погружение в воду дается легко. Психологически очень важно, чтобы ребенок в первый раз окунулся с головой в воду самостоятельно. Ни в коем случае нельзя заставлять его делать это, если он не хочет, бросать, сталкивать в воду и т. д. В противном случае у ребенка появится страх перед водой, может надолго пропасть желание заниматься плаванием. Как показывает практика, дети, которые регулярно посещают занятия в бассейне, не испытывают страха в воде, безбоязненно передвигаются, с радостью и желанием выполняют игровые упражнения в воде, что позволяет им легко осваивать программу по обучению плаванию. Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малыша только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде. Это повысит эффективность занятий по плаванию, способствующих укреплению и оздоровлению организма детей.
© 2020, Щербаков Дмитрий Александрович 560