СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая концепция Э. Берна: вся жизнь – игра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идеи американского психотерапевта Э. Берна и применяемые им методы полезны для всех, но особенно для тех, чья профессия связана с постоянными межличностными контактами и воздействием на людей.

Один из важных терминов теории Э. Берна – сценарий. По определению автора сценарий – это постепенно развёртывающийся жизненный план, который формируется ещё в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Именно от родителей ребёнок получает образы и пример поведения, принимает сценарий и пути его реализации, а также получает антисценарий. Три состояния Я формируются также в процессе контакта ребенка с родителями. Вероятно, это перспективная научная идея. Так, американский психоаналитик Карен Хорни, исследуя невротическую личность, искала корни неврозов в детстве и определила, что развитие неврозов во взрослом состоянии нередко предопределено негативным изменением личности в детстве из-за защитного приспособления ребёнка к неправильному или неестественному поведению родителей, лишающих своё дитя чувства защищённости и безопасности.

И, наконец, игра – явление, давшее название самым известным книгам учёного. «Игрой» Берн называет «серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом». От других типов социального взаимодействия (операций, ритуалов и времяпрепровождения) игры отличаются: 1) скрытыми мотивами (неискренним характером); 2) наличием выигрыша (например, снятие напряжения, получение морального удовлетворения или материального вознаграждения).

Вот игра «Утешь меня». Если человек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то это операция. Если кто-либо просит, чтобы его утешили, и, получив утешение, каким-то образом обращает его против утешителя, то это игра. Следовательно, во втором случае просьбы были неискренними, то есть были лишь ходами в игре. В игре «Страхование», о чем бы страховой агент ни вел разговор, он ищет клиента или «обрабатывает» его. За его дружеским поведением скрывается целый ряд умелых маневров, единственная цель которых заполучить клиента.

Берн убеждён, что «общественная жизнь по большей части состоит из игр» и «важные социальные контакты чаще всего протекают как игры». Предметом его научного интереса «являются бессознательные игры, в которые играют неискушенные люди», потому что «именно такие игры во всем мире образуют важнейший аспект общественных взаимоотношений». Учёный приводит целый «Тезаурус игр», подробно описывая каждую из них и рассматривая сменяющие друг друга состояния Я участников. Для меня особенно интересным было описание игр, в которых участвуют учителя, родители, дети: «Родительский комитет», «Вот я тебя поймал», «Ты об этом пожалеешь».

Будучи практиком, Берн подчёркивал, что его работа направлена на то, чтобы научить человека находить скрытый смысл межличностных взаимодействий, анализировать характер своего общения, распознавать мотивы собственного поведения и поведения окружающих людей. Его трансакционный анализ не просто умозрительная теория, а система групповой психотерапии, благодаря которой люди учатся анализировать свои слова и поступки, осмысливая их истинную суть и восприятие собеседником.

Категория: Всем учителям
13.08.2017 20:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!