СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эффективность обучения иностранному языку в школе в большей степени зависит и от того, насколько его подходы и методы ориентированы на возрастные особенности обучающихся.
Процесс обучения в школе можно разделить на три основных этапа, каждый из которых охватывает определенные стадии развития ребенка. То есть:
Наиболее трудным для педагогов может считаться как средний, так и старший этап развития. Но средний более непредсказуем.
Американский психолог А. Гезел описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в подростковом и юношеском возрасте. Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенно важны первые 5 лет (от 11 до 16):
10 лет – ребенок уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь;
11 лет – ребенок импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками;
12 лет – вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу;
13 лет – подросток самокритичен, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе;
14 лет – подросток энергичен, общителен, уверен в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями;
15 лет – подросток «приобретает» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям;
16 лет – равновесия, мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.
Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких направленностей подростка, которые он назвал доминантами:
Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах, характеризующих систему социальных отношений подростка:
Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе, поиск ответа на вопрос «Кто Я?».
У подростков сильно развита ситуативная речь. Интересно, что в 7 классе развитие устной ситуативной речи как бы приостанавливается, к 8 классу развитие ускоряется, однако средний уровень владения языком и беглость речи все еще не высоки. Но при этом возникают весьма заметные проблемы в обучении иностранного языка. Ведь в 7 - 8 классе ярко проявляется желание подростка общаться на интересующие его темы, а не то, что требует школьная программа. Хотя он не обладает требуемыми лексическими знаниями, все же стремится к эмоциональному общению. Это было замечено еще Л.С. Выготским, он писал, что: «подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы».
А так как основной задачей педагога является мотивирование школьника на обучение, то следует принять во внимание, что принятие точки зрения подростка и его желания развивать свои навыки может способствовать формированию мотива обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый этап становления в подростковом возрасте требует особого отношения к учащемуся и предмету.
Если в 5 классе можно использовать игры для разрядки физической и интеллектуальной, то в 6 - 7 классе необходимо больший упор делать на изучение материала - слушанием и запоминанием. И в 8 классе упор должен идти на отработку материала полученного на ранних этапах обучения. Причем закрепление и отработка нового материала должна проходить на темах интересных подростку, например, таких как: взаимоотношения, проблемы с родителями, возможно, предложить переписку со школьниками из стран изучаемого языка, на темы связанные с личными переживаниями. Желательно не создавать ситуации «неуспеха» путем регламентации стиля, содержания и времени.
Для оптимальной организации процесса обучения помимо знания структуры урока, необходимо помнить о подходе к обучению. По мнению, М. В. Вятютнева: подход – это сущность предмета, которой необходимо обучить.
Сейчас педагоги склоняются к использованию трех наиболее оптимальных, с учетом развития общества и международных связей, подхода к обучению иностранным языкам: личностно-ориентированному, социокультурному и коммуникативно-ориентированному подходам (Таб.2).
Таблица 2. Основные положения личностно-ориентированного, социокультурного и коммуникативно-ориентированного подходов.
Критерии |
Личностно-ориентированный подход |
Социокультурный подход |
Коммуникативно-ориентированный подход |
Автор |
Обоснован К.Д. Ушинским. |
Ю.Н. Караулова |
Предложен И.А. Зимней, развитие получил в работах И.Л. Бим |
Направленность |
Формирование и развитие коммуникативной компетенции через субъективный опыт каждого ученика. |
Формирование и развитие коммуникативной компетенции через тесное взаимодействие языка и культуры его носителей. |
Формирование и развитие коммуникативной компетенции через общение со сверстниками. |
Прием |
Центрирование на способностях ученика. |
Взаимодействие языка и культуры его носителей. |
Обучение в сотрудничестве. |
Коммуникативный подход был обоснован и предложен И.А. Зимней, свое развитие получил в работах И.Л. Бим, а практическая реализация этого подхода состоялась в рамках коммуникативного и ряда интенсивных методов. Основы данного подхода были заложены в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина.
Суть этого подхода означает, что обучение носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которого учащиеся стремятся решать реальные или воображаемые задачи.
Коммуникативный подход означает также, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов.
Объектом обучения данного подхода является речевая деятельность в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо, перевод. Коммуникативный подход ориентирует занятия по языку на обучение общению, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого основное внимание на уроке уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении и усвоению в процессе общения профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность информации.
Методическим содержанием коммуникативного подхода являются способы организации учебной деятельности, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм работы, с решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и учащимися.
Конечной целью обучения в рамках названного подхода является формирование и развитие коммуникативной компетенции, то есть готовности и способности, обучающихся к речевому общению.
Коммуникативный подход в современной методике рассматривается в качестве теоретической базы обучения языку. В целом эти подходы направлены на формирование навыка свободного общения, что является основной целью процесса обучения иностранным языкам в школе.
© 2015, Ващенко Екатерина Дмитриевна 5981