СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одной из основных задач предмета «Иностранный язык» является коммуникативно-психологическая адаптация младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Следовательно, урок иностранного языка не может быть организован без учета психолого-педагогического сопровождения, среди которого выделяют кон-текстуальность, компенсаторность, комплементарность – комплекс условий, методов и приемов, обеспечивающих принятие младшим школьником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Основная функция сопровождения - облегчение адаптации младших школьников к процессу обучения, к овладению иноязычной культурой. Суть контекстуальности в том, что ситуация возникает, когда изучаемый материал лежит в «контексте» личностно-смысловой сферы обучаемого, куда входит его личностный опыт, а также сфера его желаний, потребностей и интересов. Школьник заинтересован не самой структурой, а тем, чем она наполнена. Контекстуальность помогает создать мотив каждого речевого и неречевого действия учащихся, обратиться к личностно-смысловой сфере ученика, следовательно, и ученик в ответ принимает так называемые «проблемы учителя», т.е. содержание материала и требования, вытекающие из учебной деятельности. Компенсаторность – облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учеников, что объясняется вызванными трудностями адаптации школьников к условиям школьной жизни. К компенсаторным элементам можно отнести понимание детских трудностей и проблем, обучение элементам саморегуляции, принятие ребенка таким, какой он есть. Данное сопровождение подразумевает определенную систему реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать себя способным, ставит перед собой реальные цели и достигает их за счет адаптации содержания изучаемого материала. Дополнение одного вида речевой деятельности школьника (А-Г-Ч-П) другими видами его деятельности (художественная, музыкальная, трудовая, игровая и т.п.), а также их варьирование можно назвать комплементарностью. В результате интеграции «прохлопывания», «прошагивания», «пропевания», «прорисовывания» слов, фраз, предложений на разных этапах обучения и формируется иноязычная культура речи уча-щегося. В таком разнообразии школьник непременно сможет найти способ реализовать себя и при этом не потерять интереса к изучаемому предмету. Схожее сопровождение имеет место и на среднем этапе обучения. При организации процесса обучения младших школьников необходимо учитывать особенности познавательной сферы младших школьников. Восприятие у младших школьников по времени небольшое - от 10 до 15 минут одномоментно воспринимаемой информации. Поэтому лучше после пятиминутного организационного момента сразу вводить новый материал т. к. далее идет спад. Восприятие у них недифференцировано, и задача учителя - учить их отличать главное от второстепенного. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями. Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Что касается типов внимания, у младших школьников лучше развита концентрация внимания - возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии раздражающих (отвлекающих) факторов. Чуть хуже развита устойчивость внимания - время сохранения концентрации сознания на определенном объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Для учителей это, прежде всего, означает, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длиться более 7 минут. Плохо развита переключаемость- возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Так, давая следующее задание, учителя еще продолжают выслушивать ответы на предыдущее, а новое задание дети не слышали. Переключаемость внимания поддается тренировке легче, чем другие свойства. Совсем не развита распределяемость внимания - наличие двух фокусов внимания одновременно, т.е. концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время. По времени сохранения материала у учащихся развиты мгновенная, кратковременная и оперативная виды памяти. Большим плюсом для введения обучения ИЯ в данном возрасте является то, что в данном возрасте у них развиты все виды памяти - зрительная, слуховая, двигательная, тактильная, эмоциональная, обоняния, вкусовая. У учащихся данного возраста очень хорошо развито воображение, пик его как раз приходится на 9-10 лет.
© 2017, Златьева Ольга Владимировна 373