СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическая диагностика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическая диагностика – это достаточно сложная и относительно новая область профессиональной деятельности педагогов, которая интегрирует в себе диагностические подходы, сложившиеся как в психологии, так и в педагогике. Она требует соответствующей психолого-педагогической компетентности, профессионального мастерства, так как затрагивает важные характеристики участников педагогического процесса – учащихся и педагогов, их поведения, деятельности, эмоционального реагирования.

Под диагностикой также понимают процесс получения информации о состоянии наблюдаемого или изучаемого объекта с помощью различных методов, способов, приемов. Диагностическая информация включает в себя сведения о состоянии объекта, степени его соответствия норме, тенденциях его развития. Она позволяет эффективно влиять на процессы развития объекта с целью его торможения или ускорения, совершенствования или коррекции.

Теоретико-методологическое позиционирование психолога определяется необходимостью определить собственную теоретическую позицию - приверженность к определенной теоретической школе, научной концепции.

Принцип единства методологии и диагностики непосредственно «примыкает» к предыдущему принципу и заключается в теснейшей связи между теоретическими позициями психолога и использованием конкретных диагностических средств.

Этот принцип важен для более адекватного и осознанного использования диагностической процедуры, методики, а затем и осознанного построения коррекционно-развивающей работы, более качественного прогноза всего развития ребенка.

Принцип структурно-динамической целостности - понимание того, что отдельные стороны психического (психические функции и процессы, отдельные сферы) не изолированы, а проявляются целостно, системно.

Необходимость учета логики и последовательности нормативного развития вытекает из двух предыдущих принципов. Это положение является частым случаем онтогенетического изучения психики, категории развития как центрального методологического принципа психологии.

Терминологическая адекватность представляет собой одну из наиболее болезненных проблем психологической диагностики.

Крайне актуальной в настоящее время остается и проблема, связанная с использованием в реальной практике детского психолога психологически адекватной терминологии, позволяющей четко отграничивать ее понятийный аппарат от семантики смежных дисциплин.

Принцип приоритетности образовательных задач определяется самим характером и направленностью оценки психического развития ребенка.

Специалисты и родители связывают психическое развитие ребенка с его возможностью получить соответствующее образование, находиться в образовательной среде в целом. Наиболее важным показателем является оценка самой возможности овладения ребенком соответствующими образовательными программами и дальнейшая оптимизация образовательных воздействий, связанных с этой возможностью.

Этические принципы диагностической деятельности психолога.

Важны и в оценочной, диагностической деятельности психолога. При работе с семьей обследуемого ребенка, при передаче информации педагогу, воспитателю детского сада, ответе на запрос каких-либо учреждений, органов социальной защиты или даже правоохранительных органов все время возникает практически бесконечное количество сложных этических задач.

Принцип профессиональной компетентности специалиста. Чрезвычайно важно уметь осознавать круг своей компетентности, чтобы не превысить своих возможностей и не навредить, в первую очередь ребенку.

  1. Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы: выявить относительный уровень развития ребёнка; выявить уровень состояния педагогического взаимодействия; определить основные параметры будущей характеристики ученика.
  2. Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы: способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся; определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.
  3. Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы: иметь представление о результативности педагогического взаимодействия; определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.
  4. Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы: использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития; создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Целью психодиагностики является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Если рассматривать систему обучения детей, то психодиагностику следует считать важнейшим средством обеспечения "обратной связи", т.е. средством информационного обеспечения педагогического процесса. В этой логике любое педагогическое воздействие должно начинаться со сбора психодиагностической информации (для того, чтобы осуществить обоснованный выбор наиболее адекватного воздействия) и завершаться повторным психодиагностическим обследованием (для сравнения реального и желательного результата воздействия).

Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:

- составление социально-психологического портрета школьника;

- определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;

- выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик. (пример адаптация первоклассников к школьному обучению)

2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур.

3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс - методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные.

Наблюдение В педагогической диагностике наблюдение как метод также широко распространен. В педагогической практике объектами наблюдения являются поведение и действия учащихся, учебных групп, педагогов и других участников педагогических процессов.

Психолого-педагогический эксперимент Эксперименты достаточно часто применяются как в психологии, так и в педагогике в научных целях для выявления закономерностей. Тем не менее, эксперимент часто используется и для диагностических целей для определения наличия того или иного свойства личности. Часто экспериментальный метод используют для диагностики познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Устный опрос: беседа, интервью В основе этих методов лежит совокупность вопросов, с помощью которых осуществляется сбор информации. Отвечая на вопросы или определяя свое отношение к приведенным суждениям, человек сообщает о своем мнении, самочувствии, о возможном поведении в различных ситуациях, взаимоотношениях с окружающими и т. п.

Письменный опрос: анкетирование Анкетирование – технология сбора информации в массовом опросе с помощью анкет. Она предусматривает проведение предваряющих опрос расчетов выборок обследуемых, организационных мероприятий, регламентированный инструктажем стиль поведения анкетера в общении с респондентом, подготовку анкет к обработке (отбраковку, сортировку, кодирование) и определение технологии количественного и качественного анализа результатов. При анкетировании ответы учащегося заносятся в специально составленный анкетный лист.

Тестирование широко используется как в психологии, так и в педагогике. Однако данный метод имеет как общие, так и специфические характеристики для этих двух сфер. Общим для тестирования является наличие стандартизированных заданий, составленных по определенным правилам.

Метод экспертных оценок Данный метод обеспечивает «внешний» взгляд на характеристику поведения учащегося. Метод имеет широкий возрастной диапазон. Заполняется экспертный лист. Экспертная оценка часто используется в работе судей на спортивных соревнованиях, а также в работе жюри на артистических конкурсах.

Анализ документации Для психолого-педагогической диагностики особый интерес представляют такие педагогические документы, как классные журналы, дневники учащихся, тетради учащихся, письменные и контрольные работы учащихся, протоколы собраний, учебно-программная документация, дидактические материалы и др.

Анализ педагогических материалов часто используют для выяснения:

● отношения учащегося к какому-либо явлению учебной жизни,

● уровня развития учащегося,

● уровня обученности учащегося,

● уровня воспитанности учащегося,

Контент-анализ – метод объективизированного систематического количественного изучения содержания социальной информации – материалов прессы, научной, популярной и художественной литературы, публичных выступлений – вообще всех видов речевой и текстовой коммуникации.

В психолого-педагогической диагностике контент-анализ относят к мало формализованным методам.

Этапы диагностирования представляют собой совокупность взаимосвязанных общей целью процедур диагностирования. Выделяют 8 основных этапов диагностирования:

1) определение объектов, цели и задач диагностики;

2) определение критериев, показателей и индикаторов диагностики объекта (явления);

3) подбор методик для решения поставленных задач диагностики;

4) сбор информации с помощью диагностических методик;

5) количественная и качественная обработка полученных результатов;

6) выработка и формулировка диагноза как заключения о состоянии диагностируемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние;

7) выработка и формулировка прогноза тенденций развития диагностируемого объекта (явления);

8) разработка коррекционных мер в форме определенного плана воздействий на объект (явление) с целью приведения его в желательное состояние (например, с точки зрения целей и задач педагогического процесса).

Психолого-педагогическая диагностика выступает как система способов получения опережающей информации об эффективности функционирования целостной системы обучения, а также как процесс получения информации об актуальном состоянии и тенденциях индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленного на управление качеством образовательного процесса.

02.09.2021 22:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП