СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические характеристики учеников средней школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителю иностранного языка при планировании своей работы необходимо учитывать не только уровень сформированных у учеников компетенций, но и их возрастные особенности. Учащиеся 5-7 классов – школьники в возрасте 11-13 лет, т.е. относящиеся к младшему подростковому возрасту. Психологи отмечают значимость данного периода в процессе становления личности.

И.Ю. Кулагина, ссылаясь на Э.Штерна, рассматривает подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По мнению автора, переходный возраст характеризует не только особая, присущая только ему, направленность мыслей, чувств и стремлений, но и особый образ действий. Подростковый возраст описывается как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью. В концепции Д.Б. Эльконина, подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Новообразования подросткового возраста связаны с формированием «я-концепции»

Данный возраст имеет ряд характерных черт, которые следует учитывать при работе. К основным чертам, описываемым при характеристике каждого возраста, относят:

  • ведущую деятельность,
  • память,
  • мышление,
  • отношение к окружающей действительности.

Ведущей деятельностью младших подростков с одной стороны остается учебная, как и на протяжении всего периода обучения в школе, с другой стороны подросток начинает уделять больше внимания интимно-личностному общению со сверстниками, мнение которых становится более важным для подростков, чем мнение родителей или преподавателей. Кроме того, у младших подростков все еще сохраняется склонность превращать серьезную деятельность, например, учебную, в игру.

Память становится более произвольной и более опосредованной. Причем появляющиеся элементы опосредованного запоминания и непосредственная память функционируют в ряде случаев независимо друг от друга, т. е. любой материал запоминается путем механического повторения и, только в случае невозможности запоминания, таким образом, ученик начинает искать другие способы обработки и запоминания информации.

Мышление учеников 5-7 классов также более развитое, чем мышление учащихся начальной школы. У учащихся младшего подросткового возраста начинается процесс формирования теоретического мышления, появляется умение оперировать отвлеченными понятиями. Именно на данном возрастном этапе происходит знакомство с основами научного способа познания действительности. Развитие абстрактно-логического мышления означает появление не только нового интеллектуального качества, но и новой потребности. У подростков появляется непреодолимое тяготение к абстракции, теоретизирование становится насущной психологической потребностью. Также развивается комбинаторика мышления – способность видеть не один путь решения проблемы, а несколько возможных вариантов [Кон, 1982]. В целом, Н.В. Вострокнутов, ссылаясь на У. Найссера, утверждает, что мышление подростка проходит 3 стадии:

  • в процессе обучения подросток осваивает на логическом уровне все мыслительные операции;
  • постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру;
  • подросток становится способен на анализ абстрактных идей, поиск ошибки и логического противоречия в абстрактных суждениях.

Одновременно с мышлением активно развиваются навыки чтения, монологической и письменной речи. В монологической речи подростков появляется способность самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь трансформируется от простого изложения до самостоятельного написания сочинения на заданную или произвольную тему [Кулагина, 2001].

Кроме вышеперечисленных черт, характерным для данного возраста является поиск сопричастности к окружающему миру. Поведение младших подростков становится противоречивым. С одной стороны, они стремятся выйти из-под опеки взрослых, стать самостоятельными, хотят со стороны родителей и окружающих взрослых отношения к себе как к равному. С другой стороны, они сохраняют доверие к окружающей действительности, им не хватает жизненного опыта для самостоятельного принятия решений и составления объективных суждений о причинах того или иного событий.

На данном этапе происходит развитие чувства собственной идентичности, но пути самоопределения подростка не всегда оказываются социально-приемлемыми, поэтому педагогу важно учитывать этот фактор при выборе методов взаимодействия с учеником.

А.А. Амельков, ссылаясь на Л.С. Выготского, центральным новообразованием подросткового периода называет чувство взрослости (отношение подростка к себе, как к взрослому) [Амельков, 2006]. Взрослость подростка проявляется:

  • в подражании внешним проявлениям взрослого;
  • в стремлении сформировать качества взрослого;
  • в сотрудничестве с взрослыми, которым доверяют.

Кроме того, следует учитывать повышенную чувствительность к мнению окружающих, свойственную подростковому возрасту. В этом возрасте часто формируются комплексы по поводу своей внешности, талантливости, несоответствия идеальному образу себя. Критические замечания могут быть восприняты болезненно, что также следует учитывать при работе с этой возрастной группой.

15.01.2021 12:15


Рекомендуем курсы ПК и ПП