СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Психолого-педагогические основы применения эвристических приемов при решении математических задач
Понятие эвристики, виды эвристик
Термин «эвристика» (от
В педагогике:
В психологии:
В математике:
В предметных методиках:
Очень часто понятие эвристики отождествляется с понятием эвристический прием.
Мы будем понимать под эвристическим приемом преобразующее действие, применение которого позволяет (хотя не гарантирует) найти ключевую идею для решения проблемной задачи и свести ее решение к использованию уже известных алгоритмов.
Далее встает вопрос о классификации эвристик.
Существует множество классификаций эвристических приемов, имеющих различные формулировку и значение. Так, свои системы эвристических приемов предлагают Д. Пойа, У. Гордон, Дж. Р. Хаес, М. Рубинштейн, З. И. Калмыкова, Я. А. Пономарев, Ю. Н. Кулюткин и т.д.
И. И. Ильясов в своей книге «Система эвристических приемов решения задач» показывает, что действительно различных по содержанию приемов, значительно меньше, чем перечень всех эвристических приемов авторов, так как во многих случаях одни и те же по содержанию приемы просто называются по-разному.
Выделим получившуюся классификацию эвристических приемов:
Таким образом, действительно разных по содержанию приемов всего насчитывается немногим более тридцати.
Предложенную И. И. Ильясовым разновидность эвристических приемов можно объединить в три группы:
Далее выберем две классификации (Г. И. Саранцев, С. Р. Мугаллимова) и разберем их более подробно.
Классификация эвристических приемов, разработанная российским педагогом Г.И. Саранцевым, включает такие приемы, как аналогия, обобщение, прием элементарных задач, прием представления задачи в пространстве, прием рассмотрения предельного случая, прием вспомогательной фигуры.
Прием элементарных задач. Его суть различные авторы трактуют по-разному. Для одних она заключается в использовании простейших упражнений для формирования навыков применения отдельных теорем, определений, аксиом. Другие усматривают ее в поэлементном формировании сложного умения, например умения применять векторы в конкретных ситуациях. Третьи связывают этот прием с решением задач, которые являются элементами основной, и т. д. Очевидно, что указанные точки зрения на сущность приема элементарных задач отражают различные его стороны.
Прием представления задачи в пространстве состояний. Представим себе игру в домино. Первый игрок выставляет кость 1-2. Сразу возникает система поиска следующего хода: можно приложить кость или к 1, или к 2. Если второй игрок выставил кость 1-5, то затем можно будет воспользоваться пятерками, а если он выставит 1-6, то шестерками и т. д. Возникает так называемое пространство состояний.
Процедура использования приема представления задачи в пространстве состояний достаточно громоздка и «в чистом виде» в школьной практике не используется.
Приемы рассмотрение предельного случая и вспомогательной фигуры описываются Г. И. Саранцевым в виде примеров.
Аналогия. Под аналогией понимают сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях. Умозаключение по аналогии — это такое умозаключение, в результате которого делается вывод о том, что исследуемый предмет, возможно, имеет еще один признак X, поскольку остальные известные нам признаки этого предмета сходны с признаками другого предмета, обладающего, кроме того, и признаком X. В качестве предмета могут выступать объекты, явления, процессы и т. д.
Анализ деятельности применения аналогии в различных конкретных ситуациях позволил выделить следующие действия:
1) составлять аналоги различных заданных объектов и отношений;
2) находить соответственные элементы в заданных аналогичных предложениях;
3) составлять предложение, аналогичное данному;
4) составлять задачу, аналогичную заданной, т. е. задачу, имеющую с данной сходное условие или заключение;
5) проводить рассуждение при решении задачи по аналогии с решением сходной задачи.
Эффективным приемом открытия фактов, поиска доказательства теоремы, способа решения задачи являются обобщение и конкретизация. Обобщение как форма перехода от частного к общему имеет целью выделение общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу объектов. Использование обобщения при решении задач основано на: а) расширении области изменения параметра; б) переходе от данного множества к более широкому множеству, содержащему данное.
В свою очередь, С.Р. Мугаллимова также выделяет шесть видов эвристических приемов: трансляция, реверсия, варьирование объекта, варьирование среды, индукция, акцентуация. В таблице 1, представленной ниже, приведена характеристика каждого из указанных приемов.
Таблица 1. Характеристика эвристических приемов С. Р. Мугаллимовой.
Прием |
Характеристика |
Акцентуация |
Заключается в выделении из совокупности объектов ключевого элемента (группы ключевых элементов) с целью сведения данной проблемы к проблеме более узкой, с меньшей структурой или с меньшим количеством связей |
Варьирование объекта |
Заключается в изменении одной или нескольких характеристик исходной совокупности элементов или перегруппировки связей внутри этой совокупности |
Трансляция |
Заключается в поиске инструментария, позволяющего через установление аналогий перейти к другой проблеме, имеющей более предпочтительный характер (из другой, более близкой области; в силу большей наглядности; имеющей четкий алгоритм решения и т.п.) |
Реверсия |
Основана на поиске в противоположном направлении (от заключения к условию), приводящем к заданному условию или же обнаружению противоречий |
Редукция |
Представляет собой динамическое действие, требующее расширения совокупности элементов, составляющих проблему, и установления закономерности внутри новой совокупности |
Варьирование условий |
Заключается в изменении условий, окружающих данную совокупность элементов, в результате чего должны переструктурироваться связи внутри этой системы |
Общие эвристические приемы конкретизируются в специальные, а те в свою очередь – в частные эвристические приемы. Можно привести следующую таблицу конкретизации общих приемов (табл.2).
Таблица 2. Общие и специальные эвристические приемы.
Общие эвристические приемы |
Специальные (предметные) эвристические приемы |
Акцентуация |
выделение структуры (ранжировка, дифференциация, представление пространства состояний) |
выделение ключевого объекта (слово, величина, конструкции) |
|
выделение свойств (непрерывность, четность, инвариант, симметрия, периодичность и т.п.) |
|
Варьирование объекта |
Комбинирование (перестановка, перевертывание, перегруппировка, добавление вспомогательного элемента и т.д.) |
Трансформация (преобразование формы, преувеличение, преуменьшение и т.п.) |
|
Трансфигурация (замена другим объектом, перемещение, предельный переход, расширение (сужение) условий и т.д.) |
|
Трансляция |
Переформулировка |
Перевод с одного языка на другой |
|
Поиск другого применения и т.п. |
|
Реверсия
|
Поиск контрпримера |
Движение от конца к началу |
|
Доказательство «от противного» |
|
Редукция
|
Выделение подзадачи (задачи внутри задачи, элементарной задачи и т.п.) |
Переход от части к целому |
|
поиск сходной задачи |
|
Специализация |
|
Обобщение |
|
Варьирование условий |
Решение проблемы обходным путем |
Преобразование во времени и в пространстве |
|
Включение в другую структуру |
Данные приемы позволяют школьникам организовать самостоятельный активный поиск и осуществлять его проведение. Посредством указанных приемов обучающиеся формулируют выводы, обобщают связи и отношения различных изучаемых предметов. Самостоятельная работа школьников, проводимая на основе эвристики, способствует расширению их научного кругозора, позволяет глубже проникать в суть изучаемого предмета, направляя творческую деятельность школьников на самостоятельное раскрытие существа изучаемого вопроса. Это, вполне закономерно, побуждает их к самостоятельному мыслительному поиску, к самостоятельным выводам.
Список литературы:
1)Балк М.Б., Балк Г.Д. Поиск решения: Научно-популярная литература. – М.: Дет. лит., 1983. – 143 с.
2) Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., «Педагогика», 1970, 232 с.
3)Мугаллимова С.Р. Формирование эвристических приемов у учащихся в процессе обучения решению задач векторным методом : автореф. дис.. канд. пед.наук. Омск: Омский государственный педагогический университет, 2008
4) Ильясов и.и. система эвристических приемов решения задач. – М., изд. Российского открытого университета, 1992. – 140 с.
5) Пойа Д. Как решать задачу. Пособие для учителей. — М.: Госучпедгиз, 1959. — 208 с.
6) Соколов В.Н. «Педагогическая эвристика»Введение в теорию и методику эвристической деятельности / В.Н. Соколов. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 255с.
7) Демченкова Н.А., Антонова И. В., Разуваева Н.В. Формирование приемов эвристической деятельности в процессе обучения математике учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс]: Журнал
8)Залесова Н. В. Технология формирования научных понятий на основе использования комплекса эвристических методов и приемов [Электронный ресурс]: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – Элекстрон. текст. дан. - Кострома:
© 2022, Левочкина Мария Максимовна 794