СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические условия развития художественно-творческой деятельности младших школьников с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В новых социально-экономических условиях нашего общества встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развития. В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость условий, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Творческое развитие увеличивает пространство, в котором может совершенствоваться личность ребенка, обеспечивает ему «ситуацию успеха». Погружение младшего школьника в атмосферу творчества способствует удовлетворению его потребности в активном познании нового, формирование готовности к творческому решению учебных задач.

Целью исследования является: теоретически обосновать выбор психолого-педагогических условий художественно-творческого развития младших школьников с ОВЗ.

Рассмотрим основные понятия исследования.

Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Художественное творчество детей, по мнению Л.С. Выготского, рассматривается как выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Художественное творчество - составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности. «Две вещи поразительны в детском искусстве: во-первых, это раннее наличие специальной установки, которой требует искусство и которая несомненно указывает на психологическое родство искусства и игры для ребенка.» [2; стр.236]

Младшие школьники с удовольствием включаются в творческую деятельность, ибо она реализует их любопытство, потребность в познании мира, в общении и желание проявить себя. В.Г. Кухаронок считает, что процесс включения младших школьников в творческую деятельность должен быть организован так, чтобы, затрагивая эмоциональную сферу ребенка, он побуждал к действию. Детям этого возраста близки конкретные образы, мир природы, сказок, душевный мир их ровесников. Это глубоко затрагивает ребенка и способствует развитию его воображения, которое является непременным условием любого творчества. Также для успешного творческого развития младшего школьника необходимо расширение его опыта (эмоционального, интеллектуального, социального и т. д.). В соответствии с возрастными особенностями младшего школьного возраста наиболее приемлемым является включение ребенка в игровую деятельность, во все виды художественной деятельности. [3; стр.153-154]

Психолог Н. Варкки, характеризуя художественное творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная. По мнению психолога, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие, с которым связано осознание его возможностей как социальной ценности. Эта трудность усугубляется при работе с ребенком у которого ОВЗ, его художественно-творческое развитие требует особых условий, методов и подходов. [1; стр.57-67]

Н. А. Одинокова и Е. А. Симонова рекомендуют ряд условий развития художественно-творческой деятельности младших школьников с ОВЗ. К числу способствующих охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия можно, на наш взгляд, отнести следующие, выделенные авторами: построение ситуации обучения с учетом сенсорных возможностей каждого ребенка; применение сенсорных, коммуникативных устройств и приспособлений, создающих комфортные условия, открывающие возможность получения аудиовизуальной и словесной информации, обеспечивающие безопасность работы; доброжелательная атмосфера, опора на интерес детей, целенаправленное активное обогащение жизненного опыта детей; развитие межличностных отношений в коллективе; реализация индивидуально-диффренцированного подхода к каждому воспитаннику. К числу дидактических условий относятся: использование ведущей деятельности, совместных обучающих игр; замедленный темп преподнесения новой информации; включение детального, расчлененного на этапы показа действий; многократное повторение действий вместе с обучающимся «рука в руке»; подключение приемов снижения сложности и детализации учебного материала, унификации изобразительных пособий, оптимальной масштабности подачи информации; постановка и решение обучающих и развивающих задач разными способами; активизирующее общение педагога с детьми, направленное на побуждение к самостоятельному использованию новых способов решения поставленных творческих задач и т.д. [4; стр.5-6]

Соблюдение этих условий поможет сформировать положительное отношение учащихся с ОВЗ к художественно-творческой деятельности и развить творческую активность их желание заниматься этой деятельностью.

Литература 1. Варкки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Варкки, Н// Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.

2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева. - М.: Искусство. - 1986. — 573 с. 3. Кухаронак, В.Г. Психолого-педагогические условия организации художественно-творческой деятельности младших школьников//Научный журнал “Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна” [Электрон, ресурс] – 2004. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-organizatsii-hudozhestvenno-tvorcheskoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov/viewer

4. Одинокова, Н.А., Симонова, Е.А. Уроки творчества в работе с детьми c ограниченными возможностями здоровья//Научно-методический электронный журнал «Концепт» – 2017. – № 11. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uroki-tvorchestva-v-rabote-s-detmi-c-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/viewer

23.10.2020 20:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!