СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психомоторная коррекция детей с дисфункциями эмоционально-волевого уровня

Нажмите, чтобы узнать подробности

В жизни любого ребенка бывают моменты когда ему необходима помощь (психотерапевтическая) психолога. И это часто проявляется в его поведении- он плачет, капризничает, становиться неуправляемым, а возможно и агрессивным. Доброжелательное отношение и внимание близких, их попытки успокоить ребенка в данном случае не помогают, его состояние остается напряженным. В отличии от обычного ребенка, который испытывает подобные проблемы лишь иногда, и порой может успешно справиться с ними без посторонней помощи, аутичные ребенок почти непрерывно находиться в состоянии напряжения и не в состоянии выйти из него самостоятельно.

Поведение ребенка РАС разлажено, он не умеет владеть своими эмоциями, в том числе негативными.

Бывает, что быстро помочь ребенку непросто. Во-первых, не всегда понятна причина такой реакции, трудно выявить источник дискомфорта. Во-вторых, педагоги и родители не знают, что делать в этой ситуации – обычные попытки успокоить не приносят результата, а порой, наоборот, еще больше взвинчивают ребенка.

В этих ситуациях мы сталкивается с состоянием дискомфорта, дезориентации. А это ведет к проявлению негативизма и агрессии, таким образом ребенок инстинктивно пытается защитить себя. В эти моменты ему нужна психотерапевтическая помощь, которая сгладит остроту внутреннего конфликта, вернет в спокойное состояние.

Эмоционально-волевой уровень развития психики (формируется после рождения, начиная с 3-х лет), задачей которого является развитие уже не вертикальных, а горизонтальных межполушарных связей. С учетом этого уровня мы можем прострагивать коррекционную работу с выделением диагностических признаков, целей и задач коррекции отдельно для ребенка РАС.

Давайте посмотрим на описание ребенка с дисфункциями эмоционально-волевого уровня: на этом уровне уже должна быть сформирована схема тела, ребенок полностью отделяет себя от другого. Появляется узнавание себя в зеркале. В результате формируется обобщенное представление об облике человека, в котором ребенок узнает себя и других. Обобщение на этом уровне уже опирается на мимику и речь. Появляется взгляд с поиском контакта, потребностью оценить, как его и то, что он делает, воспринимают окружающие. Появляются настоящая ярость и способность к настоящей нежности. Основные трудности при общении проявляются в сильном эгоцентризме ребенка и возрастании негативизма и упрямства.Впервые появляются соперничество, хитрость. Появляется игра в прятки как представление о постоянстве объекта в пространстве.

В первую очередь необходимо понять характер эмоциональной вспышки, а для этого нам нужно разобраться в причинах, которые могут быть:

1- переживание острого дискомфорта- например если мы пытаемся оторвать ребенка от любимой игры, или забрать игру. Поэтому не следует без острой необходимости насильно отрывать ребенка от занятия;

2- эмоциональное пресыщение – когда ребенок пытается своими действиями дозировать поступающие извне эмоционально насыщенную информации.;

3- ребенок своими действиями может пытаться повысить собственный эмоциональный фон, как бы «самостимулируется», приходя при этом в состояние крайнего возбуждения и теряя контроль над свои поведением;

4- ребенок выплескивает накопившиеся эмоции (чаще негативные), пытаясь таким образом избавиться о накопившегося напряжения, это неосознанная защитная реакция со стороны ребенка;

5- пожалуй самый сложный случай- когда причину аффективной вспышки понять невозможно: ребенок начинает вести себя странно вдруг, неожиданно, хотя всего секунду назад был совершенно спокоен.

В результате негативные проявления в поведении ребенка становятся мукой для окружающих и могут стать опасными для самого ребенка.

Однако нельзя оставлять ребенка один на один с его негативными переживаниями. Еще хуже, если они станут накапливаться внутри, мешая дальнейшему развитию. Так как ребенок не в состоянии помочь себе сам, в этой ситуации необходимо присутствие и помощь взрослого. Таким помощником, возможно, и станет педагог- психолог. Главная задача, которую специалисту предстоит решить в этом случае- помочь ребенку «легализовать» его неадекватное поведение. Основным способом психотерапевтической помощи ребенку станет проведение терапевтических игр, цель которых – помочь ребенку достичь состояния психического равновесия. В ходе проведения терапевтических игр становиться возможным:

  • Помочь ребенку снять накопившееся напряжение,
  • Сгладить проявление подобных аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми,
  • Научить ребенка выражать свои эмоции более адекватным способом.

В состоянии психического равновесия ребенок спокоен, уверен, общий эмоциональный фон у него положительный. А значит, он может заниматься, играть, впитывать новую информацию.

Хочу вас познакомить с примерным комплексом упражнений:

1. Паровозик на «четвереньках» - Участники становятся на четвереньки. Каждый, кроме первого, руками держит за ноги участника, стоящего перед ним. Первый в составе является ведущим и руководи действиями остальных. Вместе участники синхронно выполняют действия (руки параллельно, затем идут друг за другом, затем перекрещиваются т.е. при движении правая рука заходит за левую, а затем левая за правую)

2. «Повтори позу» участник закрывает глаза. Взрослый задает телу ребенка определенную позу и просит его запомнить. Потом ребенок расслабляется и после чего пытается повторить позу по памяти.

3. «Волшебный мешочек» Попросите ребенка с закрытыми глазами ощупать какой-нибудь предмет. Затем ему нужно, засунув руку в мешок, найти этот предмет среди 5-7 предметов похожих.

4. «Диспетчер и самолет» Можно попросит ребенка вообразить себя самолетом, а взрослого- диспетчером, который прокладывает самолету путь с поворотами (вправо-влево, вперед-назад).

5. «Превращения» предложить ребенку в ёжика, зайчика, кошку, лису. Затем подключить упражнение на развитие символической имитации (например, представить, что ежик свернулся в клубок) и т.д.

Дошкольный возраст – важнейший период в оказании психолого-педагогической помощи, от успешности которой в этот временной отрезок зависит не только приобретение ребенком определенных знаний и умений, но и социально-эмоциональное развитие, адаптация к окружающей среде, а также возможность успешного перехода к школьному обучению.

Презентацию по данной теме можно посмотреть в психолого-педагогических технологиях.

15.04.2020 08:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!