СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Добрый день! Меня зовут Ирина Витальевна Осипова. Я предлагаю вам свою работу на тему «Пути осуществления рефлексивного подхода на уроках английского языка».
Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. |
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. |
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ РЕФЛЕКСИЯ? Само слово «РЕФЛЕКСИЯ» произошло от латинского «отражение», «обращение назад». В Большом толковом словаре русского языка РЕФЛЕКСИЯ трактуется как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. В современной педагогике под РЕФЛЕКСИЕЙ понимают самоанализ деятельности и её результатов. |
Итак, РЕФЛЕКСИЯ на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Одна из задач рефлексии – выяснить, что происходило на уроке |
Исходя из функций рефлексии, предполагаются следующие приемы организации рефлексии на уроке:
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. |
В своей работе я использую различные виды рефлексии. Рассмотрим некоторые из них.
Также этот момент можно представить в виде «солнышка и тучки». Или же собрать «букет настроения», где каждый цвет указывает на различные виды настроения. ( синий- вам нужна сильная разрядка и отдых, оранжевый – знак возбуждения нервной системы, зеленый – символизирует тягу к знаниям, голубой – мечтаете о чем-то романтическом, желтый – оптимизм, полны мечтами об удаче, розовый – вы немного устали от работы, красный – вам не хватает ярких эмоций, впечатлений) |
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свою деятельность на уроке. Это можно сделать с помощью «дерева успеха», где в конце урока каждый может повесить по одному листику (красного, желтого или зеленого цвета) или «светофора», когда в конце урока ребята рисуют в тетради кружочки (тоже зеленые, желтые, красные) в зависимости от усвоения пройденного материала. Также это можно представить в виде «поезда», где каждый вагон – это определенный этап урока. У нас вагоны в виде конвертиков. Каждый ученик может положить по одному жетону в тот конверт, какой вид деятельности ему понравился больше всего. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на разных этапах урока. |
РЕФЛЕКСИЯ содержания учебного материала – это рефлексия в конце урока. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале занятия, но и то насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность полученных знаний, увлекательность урока. Все полезное и интересное можно сложить в «волшебный мешочек» и унести с собой. Каждый ученик высказывается, что полезного он взял для себя. |
Или все полезное можно унести в чемодане, все ненужное (грусть, печаль, негативные эмоции) сложить в корзину, а все, что нужно еще раз прокрутить, переработать отправить в мясорубку. |
Целесообразно в конце урока еще раз осмыслить свою деятельность на уроке, и высказаться, чему он научился, что узнал и в чем разобрался. Здесь эффективен прием незаконченного предложения. Это можно сделать и на английском языке. |
И, конечно, метод «синквейна» отлично подводит итог к уроку. |
Выводы: как проводить рефлексию — для себя сам решает каждый учитель. Можно использовать карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит добиваться лучших результатов на уроке английского языка в школе. Необычный формат рефлексии зачастую вызывает неподдельный интерес у учащихся. Даже не совсем успешные ученики имеют возможность показать себя в рефлексии. В дальнейшем я планирую повышать уровень своего педагогического мастерства, направленных на осуществление рефлексивного подхода. Спасибо за внимание! И сейчас вас попрошу снова обратиться к карточкам и поднять лист - красный, желтый или зеленый. Если вам материал показался полезным и интересным – зеленый лист, не узнали ничего нового, и не было интересно – красный, и если вы не поняли вообще, о чем идет речь – желтый. Спасибо за работу. |
© 2015, Осипова Ирина Витальевна 682