СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути реализации задач вокально-хоровой работы и формирование певческих навыков учащихся в процессе преподавания музыки и во внеклассной работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из важнейших задач, которую решает урок музыки в общеобразовательной школе – научить детей петь в хоре. Хоровое пение наиболее доступная форма детского музыкального исполнительства, которое обладает огромными возможностями. Это развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка истинных ценителей и любителей музыки, воспитание лучших человеческих качеств. Поэтому каждый класс на уроке музыки необходимо рассматривать как хор.

Хоровое пение при этом не может сводиться только к разучиванию песен. Его задачи расширились и углубились. Объединяясь с другими элементами урока в одно целое, хоровое пение выполняет ряд функций. Главная задача – активизировать процесс восприятия, познания музыки средствами хорового исполнительства.

Перед слушанием того или иного произведения, предлагаю ученикам выучить и исполнить главную мелодию, с точной передачей в исполнении всех выразительных средств, характера звучания. Вот здесь и открываются большие возможности для вокально-хоровой работы, при этом слушание происходит заинтересованно. Уже с первого класса стараюсь воспитывать у ученика убеждение в том, что нельзя просто пропеть музыку, не думая, о чём в ней поётся и как надо исполнить. Иначе их исполнение будет не выразительным. Отсюда и возникает необходимость единства, взаимопроникновения восприятия, обучение и исполнительство на уроке.

На уроке отрабатываю навыки певческой установки, привыкание к руке дирижёра- учителя, выстраиваю в унисон. Объясняю, что дирижёра как бы показывает певцам как надо исполнить то или иное место в песне, где надо сменить дыхание, спеть плавно, отрывисто, тихо или громко.

Из всей совокупности педагогических задач «воспитания голоса», считаю необходимо выделить ряд вопросов, имеющих особо важное значение для правильного певческого развития ученика. 1.Хоровое пение должно быть естественным, слега округлённым, светлым, лёгким, небольшой силы.

2.Художественная выразительность исполнителя – ведущий навык, объединяющий все навыки (дыхание, звукообразование, дикция, ансамбль, строй). При исполнении хорового произведения необходимо уметь акцентировать главное, подчеркнуть логические ударения, постоянно контролировать своё исполнение слухом.

Процесс разучивания произведений должен сочетать в себе единство художественного и технического, эмоционального и осознанного исполнения. Большое значение имеет показ учителем новой песни. В работе с учащимися всегда акцентирую своё внимание на тех навыках, овладение которыми даёт возможность раскрыть в исполнении художественный образ песни, ярче передать характер данного произведения.

Одним из важных признаков хора, хорового исполнительства, является многоголосие. Навыкам многоголосного пения должна быть кропотливая вокально-хоровая работа по следующим направлениям.

1.Певческое дыхание: бес шумный вдох, задержка, медленный равномерный выдох. Вдох по руке дирижёра.

2.Звукообразование: естественное свободное звучание без напряжения, с ощущением опоры звука на дыхание. Мягкая и твёрдая атака. Округлое формирование гласных и краткое произношение согласных.

3.Интонация и строй: унисон хора. Одноголосное пение при правильной интонации.

4.Ансамбль внутри одной партии: полная слитность голосов по силе, тембру, манере пения.

5.Дикция: активность артикуляционного аппарата, чёткое произношение согласных.

6.Художественная выразительность: фразировка, выразительность текста, эмоциональное исполнение.

Продолжение систематической вокально - хоровой работы мне видится в хоре школы. Уровень музыкальной культуры хорового коллектива во многом определяет репертуар. При отборе учитываю возможности коллектива, степень подготовки, возраст. Репертуар должен быть разнообразным по жанрам, по стилям, по характеру исполняемых произведений. Каждый ребёнок должен в раннем детстве прикоснуться к живительному источнику народной мудрости – к фольклору.

Эстетические идеалы, заложенные в народной песне, оказывают благотворное влияние на учащихся. Такая песня учит любить свою Родину, народ, природу, воспитывает музыкальный слух. Пробуждает творческие способности.

Наряду с народными песнями обязательно включаю в репертуар хоровые произведения русских и зарубежных классиков, произведения, которые отличаются единством формы и содержания, глубиной и тонкостью передачи чувств и мыслей, своеобразием композиторских стилей.

Участие в хоровых кружках - путь вовлечения большинства школьников в исполнительскую деятельность, которая обогащает личность, развивает музыкальные и творческие способности ребят, формирует вкус, умение воспринимать прекрасное, вносить красоту в окружающий мир.

Категория: Музыка
12.01.2017 22:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!