СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по музыке для основного общего образования с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак,рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2012).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

- Искусство. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2013г.

-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2013.

Общая характеристика предмета

Выбор данной позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:

- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);

- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Цель:- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;

- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- развивать интеллектуальный потенциал;

- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебном планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка»отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Количество часов I полугодии - 16ч

Количество часов во II полугодии – 18ч

Количество часов в 1 четверти -9ч

Во 2 –ой 7ч

В -3й 10ч

В 4-й 8ч

Планируемые предметные результаты учебного курса

- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

- умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально изобразительных жанров;

- знание имён композиторов –К. Дебюсси и М. Равеля, художественных особенностей музыкального импрессионизма;

- проявление навыков вокально – хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильное распределение дыхания в длинной фразе.

- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально – творческой деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии.

Просматривание через взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Содержание учебного предмета «Музыка»

Основная содержательная линия в 5 классе - «Музыка как вид искусства» – реализуется в главной теме года «Музыка и другие виды искусства», которая, в свою очередь, раскрывается в двух крупных разделах

«Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж в музыке и др.). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь».

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников расширяется. Разные искусства воспринимаются пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры.

Тема года: «Музыка и другие виды искусства» (34 часа)

Музыка рассказывает обо всём (1ч.)

Древний союз(3 ч)

Истоки

Искусство открывает мир.

Искусства различны, тема едина.

Часть первая. Музыка и литература (18 ч.)

Слово и музыка (3 ч.)

Два великих начала искусства.

Стань музыкою, слово!»

Музыка «дружит» не только с поэзией.

Песня (3ч.)

Песня – верный спутник человека.

Мир русской песни.

Песни народов мира.

Романс (2ч.)

Романса трепетные звуки

Мир человеческих чувств

Хоровая музыка (2ч.)

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.

Что может изображать хоровая музыка.

Опера (2 ч.)

Самый значительный жанр вокальной музыки.

Из чего состоит опера.

Балет (2 ч.)

Единство музыки и танца.

«Русские сезоны» в Париже.

Музыка звучит в литературе (2 ч.)

Музыкальность слова.

Музыкальные сюжеты в литературе.

Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство (12 ч.)

Образы живописи в музыке (2 ч)

Живописность искусства

«Музыка – сестра живописи»

Музыкальный портрет (2ч.)

Может ли музыка выразить характер человека?

Пейзаж в музыке (2 ч.)

Образы природы в творчестве музыкантов.

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

«Музыкальная живопись» сказок и былин (4 ч.)

Волшебная красочность музыкальных сказок

Сказочные герои в музыке

Тема богатырей в музыке

Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 ч.)

Что такое музыкальность в живописи

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»

Подводим итоги ( 1 ч.)

Тематический план предмета «Музыка»

5 класс (34 часа)

2016-2017 учебный год

п/п

Тема урока

Всего

часов

Дата

проведения

Примеча-ние

план

факт

Тема года: «Музыка и другие виды искусства»

1.

Музыка рассказывает обо всём

1

2.

Древний союз

Искусство открывает мир

2

3.

Искусства различны, тема едина

Часть первая. Музыка и литература

4.

Слово и музыка

Два великих начала искусства

3

5.

«Стань музыкою, слово!»

6.

Музыка «дружит» не только с поэзией

7.

Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка»

1

8.

Песня

Песня - верный спутник человека

3

9.

Мир русской песни

10.

Песни народов мира

11.

Романс

Романса трепетные звуки

2

12.

Мир человеческих чувств

13.

Хоровая музыка

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме

2

14.

Что может изображать хоровая музыка

15.

Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»

1

16.

Опера

Самый значительный жанр вокальной музыки

2

17.

Из чего состоит опера

18.

Балет

Единство музыки и танца

2

19.

«Русские сезоны» в Париже

20.

Музыка звучит в литературе

Музыкальность слова

2

21.

Музыкальные сюжеты в литературе

22.

Искусство исполнительской интерпретации в музыке

2

23.

Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство

24.

Образы живописи в музыке

Живописность искусства

2

25.

«Музыка - сестра живописи»

26.

Музыкальный портрет

1

27.

Пейзаж в музыке

Образы природы в творчестве музыкантов

2

28.

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов

29.

«Музыкальная живопись» сказок и былин

Волшебная красочность музыкальных сказок

3

30.

Сказочные герои в музыке

31.

Тема богатырей в музыке

32.

Музыка в произведениях изобразительного искусства

Что такое музыкальность в живописи

2

33.

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия»

34.

Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»

1

Всего часов

34

контрольных работ - 4.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- синквейн;

- творческая работа;

- музыкальная викторина;

- тест.

Промежуточная аттестация проводится я в форме теста:

1 четверть, 8 урок – тест по темам: «Древний союз», «Слово и музыка»;

2 четверть, 7 урок – тест по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»;

3 четверть, 4 урок – тест по темам: «Опера», «Балет»;

4 четверть, 7 урок – тест по теме «Музыка и изобразительное искусство».

23.04.2017 17:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!