СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по музыке для основного общего образования с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак,рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2012).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Искусство. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2013г.
-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2013.
Общая характеристика предмета
Выбор данной позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:
- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Цель:- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный потенциал;
- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебном планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка»отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Количество часов I полугодии - 16ч
Количество часов во II полугодии – 18ч
Количество часов в 1 четверти -9ч
Во 2 –ой 7ч
В -3й 10ч
В 4-й 8ч
Планируемые предметные результаты учебного курса
- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально изобразительных жанров;
- знание имён композиторов –К. Дебюсси и М. Равеля, художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- проявление навыков вокально – хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильное распределение дыхания в длинной фразе.
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально – творческой деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии.
Просматривание через взаимодействия музыки с:
- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);
- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Содержание учебного предмета «Музыка»
Основная содержательная линия в 5 классе - «Музыка как вид искусства» – реализуется в главной теме года «Музыка и другие виды искусства», которая, в свою очередь, раскрывается в двух крупных разделах
«Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж в музыке и др.). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь».
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников расширяется. Разные искусства воспринимаются пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры.
Тема года: «Музыка и другие виды искусства» (34 часа)
Музыка рассказывает обо всём (1ч.)
Древний союз(3 ч)
Истоки
Искусство открывает мир.
Искусства различны, тема едина.
Часть первая. Музыка и литература (18 ч.)
Слово и музыка (3 ч.)
Два великих начала искусства.
Стань музыкою, слово!»
Музыка «дружит» не только с поэзией.
Песня (3ч.)
Песня – верный спутник человека.
Мир русской песни.
Песни народов мира.
Романс (2ч.)
Романса трепетные звуки
Мир человеческих чувств
Хоровая музыка (2ч.)
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.
Что может изображать хоровая музыка.
Опера (2 ч.)
Самый значительный жанр вокальной музыки.
Из чего состоит опера.
Балет (2 ч.)
Единство музыки и танца.
«Русские сезоны» в Париже.
Музыка звучит в литературе (2 ч.)
Музыкальность слова.
Музыкальные сюжеты в литературе.
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство (12 ч.)
Образы живописи в музыке (2 ч)
Живописность искусства
«Музыка – сестра живописи»
Музыкальный портрет (2ч.)
Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке (2 ч.)
Образы природы в творчестве музыкантов.
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин (4 ч.)
Волшебная красочность музыкальных сказок
Сказочные герои в музыке
Тема богатырей в музыке
Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 ч.)
Что такое музыкальность в живописи
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»
Подводим итоги ( 1 ч.)
Тематический план предмета «Музыка»
5 класс (34 часа)
2016-2017 учебный год
№ п/п |
Тема урока |
Всего часов |
Дата проведения |
Примеча-ние |
|||
план |
факт |
||||||
Тема года: «Музыка и другие виды искусства» |
|||||||
1. |
Музыка рассказывает обо всём |
1 |
|||||
2. |
Древний союз |
Искусство открывает мир |
2 |
||||
3. |
|||||||
Искусства различны, тема едина |
|||||||
Часть первая. Музыка и литература |
|||||||
4. |
Слово и музыка |
Два великих начала искусства |
3 |
||||
5. |
«Стань музыкою, слово!» |
||||||
6. |
Музыка «дружит» не только с поэзией |
||||||
7. |
Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка» |
1 |
|||||
8. |
Песня |
Песня - верный спутник человека |
3 |
||||
9. |
Мир русской песни |
||||||
10. |
Песни народов мира |
||||||
11. |
Романс |
Романса трепетные звуки |
2 |
||||
12. |
Мир человеческих чувств |
||||||
13. |
Хоровая музыка |
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме |
2 |
||||
14. |
Что может изображать хоровая музыка |
||||||
15. |
Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка» |
1 |
|||||
16. |
Опера |
Самый значительный жанр вокальной музыки |
2 |
||||
17. |
Из чего состоит опера |
||||||
18. |
Балет |
Единство музыки и танца |
2 |
||||
19. |
«Русские сезоны» в Париже |
||||||
20. |
Музыка звучит в литературе |
Музыкальность слова |
2 |
||||
21. |
Музыкальные сюжеты в литературе |
||||||
22. |
Искусство исполнительской интерпретации в музыке |
2 |
|||||
23. |
|||||||
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство |
|||||||
24. |
Образы живописи в музыке |
Живописность искусства |
2 |
||||
25. |
«Музыка - сестра живописи» |
||||||
26. |
Музыкальный портрет |
1 |
|||||
27. |
Пейзаж в музыке |
Образы природы в творчестве музыкантов |
2 |
||||
28. |
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов |
||||||
29. |
«Музыкальная живопись» сказок и былин |
Волшебная красочность музыкальных сказок |
3 |
||||
30. |
Сказочные герои в музыке |
||||||
31. |
Тема богатырей в музыке |
||||||
32. |
Музыка в произведениях изобразительного искусства |
Что такое музыкальность в живописи |
2 |
||||
33. |
«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия» |
||||||
34. |
Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства» |
1 |
|||||
Всего часов |
34 |
||||||
контрольных работ - 4.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- творческая работа;
- музыкальная викторина;
- тест.
Промежуточная аттестация проводится я в форме теста:
1 четверть, 8 урок – тест по темам: «Древний союз», «Слово и музыка»;
2 четверть, 7 урок – тест по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»;
3 четверть, 4 урок – тест по темам: «Опера», «Балет»;
4 четверть, 7 урок – тест по теме «Музыка и изобразительное искусство».
© 2017, Романькова Юлия Николаевна 161