СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса биологии для обучающихся 10 классов общеобразовательного учреждения лицея №12 составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования утвержденный Приказом Минобразования РФ от 5.03.2004 г. №1089,
2.,Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007)
3. Учебного плана лицея,
4.Годового учебного графика лицея
Основу курса составляют разделы изучаемые в 10 классе : «Введение», «Размножение и индивидуальное развитие организмов»,«Основы генетики», «Генетика человека»,»Основы цитологии» На изучение раздела «Основы цитологии» выделяется 6 часов из резерва для повторения, с целью подготовки к ЕГЭ.На изучение курса биологии в 10 классе выделено-35 часов в объеме 1 час в неделю..
Рабочая программа ориентирована на учебник: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы.М; Дрофа, 2011
в рабочую программу 10 класса включены лабораторных-1 и практических-6 работ предусмотренные программой.
, контрольные работы по темам: «Химический состав клетки», «Обмен веществ и энергии в клетке», «Размножение и индивидуальное размножение организмов», «Основы генетики» - 4ч.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей и задач:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе
Тематическое планирование (10-11)
раздел |
Количество часов, отведенных на изучение |
примечание |
||||
план |
факт |
10 кл |
11 кл |
|||
Биология как наука. Методы научного познания |
4 |
4 |
4 |
|||
Клетка |
8 |
14 |
14 (8+6ч.р) |
+6 часов из резерва на изучение «Клетки» в 10 классе |
||
Организм |
18 |
21 |
17 |
4 (1+3ч.р) |
+3 часа из резерва на изучение «Организма» в 11 классе |
|
Вид |
20 |
20 |
20 |
- 1 час на уплотнение программы в разделе «Вид» в 11 классе |
||
Экосистема |
10 |
10 |
10 |
|||
Резерв |
10 |
|||||
Итого |
70 |
69 |
35 |
34 |
||
Тематическое планирование 10 класс
№ |
Раздел (тема) |
|
колич.час по |
в том числе |
примечание |
|||||
лаб. и практ/раб
|
контр./раб |
|
||||||||
По плану (пример.прогр) |
Факту (учеб.план) |
|||||||||
1
|
Биология-как наука.Методы научного познания.
|
|
4 час. 4 |
4 час |
|
|
|
|||
2
|
Клетка.
Основы цитологии |
|
8 ч.
8 |
14ч .(8+6ч.р) 14 |
Пр 3
|
2 |
+6 часов из резерва на изучение раздела «Клетка» |
|||
3
|
Организм.
Размножение и индивидуальное развитие организмов Основы генетики Генетика человека
|
|
17 час. |
17 ч. |
Л.р-1 Пр.р-2 Пр.р.1
|
2 |
|
|||
5 9 3 |
5 9 3 |
|||||||||
|
Резерв |
6 |
|
|
|
|
||||
Итого |
35 |
35 |
6 |
4 |
|
|||||
Содержание программы |
Биология как наука- 4ч. Краткая история развития биологии. Методы исследования биологии. Сущность жизни свойства живого. Роль биологических гипотез, идей и теорий. Основы цитологии-14 ч. Методы цитологии Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. Развитие учения о клетке. Роль клеточной теории. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. клеточный центр, рибосомы. Строение клетки. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения.. Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток. Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.Профилактика. СПИДа. Обмен веществ и энергии. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Питание клетки. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетический код. Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. Практическая работа. 1.Сравнение строения клеток растений и животных» 2.Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. 3.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание Контрольные работы-2
|
Размножение индивидуальное развитие организмов-5 ч. Жизненный цикл клетки.Митоз. Мейоз. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Искусственное опыление. Онтогенез -индивидуальное развитие организма. Эмбриональный и постэмбриональный период. Причины нарушения развития организма. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина на развитие зародыша. Лабор. Раб. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
Контрольная работа |
Основы генетики- 9 ч. История развития генетики. Гибридологический Метод. Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность Генетическое определение пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Решение генетических задач. Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Причины мутации. Соматические и генеративные. Практич.раб. Составление простых схем скрещивания Практическая работа решение задач Контрольная работа
Генетика человека-3 ч. Методы исследования генетики человека. Проблемы генетической безопасности. Наследственные заболевания Практическая работа. Выявление источников мутагенов в окружающей среде(косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
|
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения биологии на базовом уровне выпускник должен знать/ понимать основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; уметь объяснять; роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах о(цепи питания); описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты ( химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно- популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; Понимать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде; оказание первой помощи при простудных и других заболеваний, отравление пищевыми продуктами; оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). |
© 2019, Сабирова Луиза Ильгизаровна 75