СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всех этапов образования в Российской Федерации указывают на важности создания условий обеспечения эффективной самостоятельной работы обучающихся, направленной на развитие творческого потенциала личности, формирование у обучающихся навыков самоорганизации и самообразования, обеспечивающих развитие их компетенций. Такой процесс должен происходить на уроках литературы и включать в себя использование современных видов и форм самостоятельной работы, создающих условия для высокой активности, мотивации и социализации будущих специалистов.
Понятие «рабочая тетрадь» не имеет однозначного определения в педагогической литературе. Исследователи рассматривают рабочую тетрадь как набор задач [2], дидактические материалы или дидактический комплекс [3], рабочая тетрадь выступает даже в качестве особого жанра учебной литературы [4]. Педагогический словарь предлагает следующее определение понятия рабочей тетради: «рабочая тетрадь – это материальный объект, искусственно созданный специально для учебных целей и вовлекаемый в воспитательно-образовательный процесс в качестве инструмента деятельности педагога и учащегося» [5].
Но, несмотря на активное применение рабочей тетради в школьной практике обучения учащихся по литературе, особенности организации и практическое наполнение самостоятельной работы школьников с ее помощью недостаточно изучены и требуют более пристального внимания. В том числе становится актуальным вопрос разработки технологии авторского компонента рабочей тетради по литературе для организации самостоятельной работы её обучающихся.
Изучая эту проблему, группа творческих педагогов города Макеевки в составе Лысяк В.В., учителя русского языка и литературы МБОУ «СШ № 37 г. Макеевки», Колосовой Е.В., учителя русского языка и литературы МБОУ «СШ г. Макеевки № 4», Рыжиковой О.В., учителя русского языка и литературы «СШ г. Макеевки № 53»,Плакуновой О.В., учителя русского языка и литературы МБОУ «СШ №7 г. Макеевки», Саенко И.В., учителя русского языка и литературы СШ №4 г. Макеевки» создали рабочую тетрадь по литературе «Книжное путешествие» в соответствии с учебником по литературе для 9 класса, авторы-составители которого В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв,И.С.Збарский. Учебное пособие содержит задания и упражнения для закрепления знаний и отработка умений и навыков на уроках литературы различных типов, разработанных в методическом пособии «Уроки литературы.9 класс» В.Я.Коровиной.
Мы разделяем точку зрения О.Е. Данилова, который считает, что «рабочая тетрадь по любому предмету представляет собой набор заданий по основным изучаемым темам и может служить развивающим средством обучения как на практических занятиях в классе, так и для самостоятельной работы учащихся» [1].
Цель использования данной рабочей тетради для самостоятельной работы – предоставить обучающемуся возможность в индивидуальном темпе усвоить содержание учебной информации, сформировать практические умения при выполнении заданий и решения задач, провести самоконтроль.
При этом следует отметить, что рабочая тетрадь не может заменить учебник, даже когда содержит значительные теоретические сведения. Как утверждает Е.А. Привалова [5], учебники и тетради с печатной основой по своему функциональному назначению являются взаимодополняющими средствами обучения. Если учебник направлен на освещение учебного материала, то рабочая тетрадь – для его самостоятельной отработки. От учебников рабочие тетради отличаются отсутствием большого объема текстового материала, наличием значительного количества разнообразных и разноуровневых задач. Именно работа одновременно с учебником и тетрадью обеспечивает повышение эффективности обучения, усиливает воспитательную, развивающую, контрольную функции, оптимизирует самостоятельность школьников.
Например, при изучении шедевра XIX века «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина в разработке заданий в рабочей тетради предусмотрено:
-разумное сочетание самостоятельной работы с другими видами деятельности (тесты, работа с учебником, установка соответствия, исследовательская работа,сочинение малых форм и др.).
-четко сформулированный и правильно организованный с методической точки зрения алгоритм работы, который предлагается в рабочей тетради (определение, цели, формулировка задач, список дополнительных и справочных источников и электронных образовательных ресурсов, ознакомление обучающихся с критериями оценки и методами контроля и самоконтроля).
-включение в структуру рабочей тетради разноуровневых заданий, с учетом психологических особенностей и познавательной компетентности обучающихся.
Преимуществом рабочей тетради является то, что во время самостоятельной работы обучающиеся используют тот темп, который им больше подходит. Они имеют возможность неоднократно возвращаться к рассмотрению непонятной информации, сложных вопросов, используя различные методы, средства и формы работы с материалом рабочей тетради. При использовании рабочей тетради, учащиеся обращаются к информации, приведенной в учебнике. Если данных сведений в учебнике нет, это даёт школьникам возможность самим найти соответствующие сведения в сети Интернет, что также будет способствовать лучшему усвоению учебного материала.
Литература
1. Данилов М. А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся / М. А. Данилов // Учен. зап. Казан, пед. ин-та. - Казань, 1972. - Т. 102. - С. 323.2.
2. Гельфман Э. Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся / Э. Г. 3.Гельфман, М. А. Холодная. - СПб.: Питер, 2006. -380 с.
3. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
4. Унт Инге. Рабочая тетрадь и ее функция //Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-С. 157-168
5. Привалова Е. А. Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса : На материале истории : автореферат дис.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Новосиб. гос. пед. ун-т. - Кемерово, 2002. - 23 с.
© 2024, Рыжикова Оксана Владимировна 139