СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь как средство оптимизации самостоятельной работы при изучении творчества А.С.Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всех этапов образования в Российской Федерации указывают на важности создания условий обеспечения эффективной самостоятельной работы обучающихся, направленной на развитие творческого потенциала личности, формирование у обучающихся навыков самоорганизации и самообразования, обеспечивающих развитие их компетенций. Такой процесс должен происходить на уроках литературы и включать в себя использование современных видов и форм самостоятельной работы, создающих условия для высокой активности, мотивации и социализации будущих специалистов.

Понятие «рабочая тетрадь» не имеет однозначного определения в педагогической литературе. Исследователи рассматривают рабочую тетрадь как набор задач [2], дидактические материалы или дидактический комплекс [3], рабочая тетрадь выступает даже в качестве особого жанра учебной литературы [4]. Педагогический словарь предлагает следующее определение понятия рабочей тетради: «рабочая тетрадь – это материальный объект, искусственно созданный специально для учебных целей и вовлекаемый в воспитательно-образовательный процесс в качестве инструмента деятельности педагога и учащегося» [5].

Но, несмотря на активное применение рабочей тетради в школьной практике обучения учащихся по литературе, особенности организации и практическое наполнение самостоятельной работы школьников с ее помощью недостаточно изучены и требуют более пристального внимания. В том числе становится актуальным вопрос разработки технологии авторского компонента рабочей тетради по литературе для организации самостоятельной работы её обучающихся.

Изучая эту проблему, группа творческих педагогов города Макеевки в составе Лысяк В.В., учителя русского языка и литературы МБОУ «СШ № 37 г. Макеевки», Колосовой Е.В., учителя русского языка и литературы МБОУ «СШ г. Макеевки № 4», Рыжиковой О.В., учителя русского языка и литературы «СШ г. Макеевки № 53»,Плакуновой О.В., учителя русского языка и литературы МБОУ «СШ №7 г. Макеевки», Саенко И.В., учителя русского языка и литературы СШ №4 г. Макеевки» создали рабочую тетрадь по литературе «Книжное путешествие» в соответствии с учебником по литературе для 9 класса, авторы-составители которого В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв,И.С.Збарский. Учебное пособие содержит задания и упражнения для закрепления знаний и отработка умений и навыков на уроках литературы различных типов, разработанных в методическом пособии «Уроки литературы.9 класс» В.Я.Коровиной.

Мы разделяем точку зрения О.Е. Данилова, который считает, что «рабочая тетрадь по любому предмету представляет собой набор заданий по основным изучаемым темам и может служить развивающим средством обучения как на практических занятиях в классе, так и для самостоятельной работы учащихся» [1].

Цель использования данной рабочей тетради для самостоятельной работы – предоставить обучающемуся возможность в индивидуальном темпе усвоить содержание учебной информации, сформировать практические умения при выполнении заданий и решения задач, провести самоконтроль.

При этом следует отметить, что рабочая тетрадь не может заменить учебник, даже когда содержит значительные теоретические сведения. Как утверждает Е.А. Привалова [5], учебники и тетради с печатной основой по своему функциональному назначению являются взаимодополняющими средствами обучения. Если учебник направлен на освещение учебного материала, то рабочая тетрадь – для его самостоятельной отработки. От учебников рабочие тетради отличаются отсутствием большого объема текстового материала, наличием значительного количества разнообразных и разноуровневых задач. Именно работа одновременно с учебником и тетрадью обеспечивает повышение эффективности обучения, усиливает воспитательную, развивающую, контрольную функции, оптимизирует самостоятельность школьников.

Например, при изучении шедевра XIX века «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина в разработке заданий в рабочей тетради предусмотрено:

-разумное сочетание самостоятельной работы с другими видами деятельности (тесты, работа с учебником, установка соответствия, исследовательская работа,сочинение малых форм и др.).

-четко сформулированный и правильно организованный с методической точки зрения алгоритм работы, который предлагается в рабочей тетради (определение, цели, формулировка задач, список дополнительных и справочных источников и электронных образовательных ресурсов, ознакомление обучающихся с критериями оценки и методами контроля и самоконтроля).

-включение в структуру рабочей тетради разноуровневых заданий, с учетом психологических особенностей и познавательной компетентности обучающихся.

Преимуществом рабочей тетради является то, что во время самостоятельной работы обучающиеся используют тот темп, который им больше подходит. Они имеют возможность неоднократно возвращаться к рассмотрению непонятной информации, сложных вопросов, используя различные методы, средства и формы работы с материалом рабочей тетради. При использовании рабочей тетради, учащиеся обращаются к информации, приведенной в учебнике. Если данных сведений в учебнике нет, это даёт школьникам возможность самим найти соответствующие сведения в сети Интернет, что также будет способствовать лучшему усвоению учебного материала.

Литература

1. Данилов М. А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся / М. А. Данилов // Учен. зап. Казан, пед. ин-та. - Казань, 1972. - Т. 102. - С. 323.2.

2. Гельфман Э. Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся / Э. Г. 3.Гельфман, М. А. Холодная. - СПб.: Питер, 2006. -380 с.

3. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

4. Унт Инге. Рабочая тетрадь и ее функция //Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-С. 157-168

5. Привалова Е. А. Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса : На материале истории : автореферат дис.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Новосиб. гос. пед. ун-т. - Кемерово, 2002. - 23 с.

Категория: Литература
07.09.2024 12:46


Рекомендуем курсы ПК и ПП