© 2024, Шарипова Елизавета Сергеевна 152
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочий лист по теме «Имя существительное»
Вспомните, что вы знаете об имени существительном. Заполните пропуски в таблице в пунктах 1 – 5. Проанализируйте предложения в графе 6. Определите синтаксическую роль выделенных существительных. Заполните пропуски в таблице.
1 |
Имя существительное - это |
________________________ часть речи |
2 |
Отвечает на вопросы |
_________________________________________ |
3 |
Обозначает |
_________________________________________ |
4 |
Постоянные морфологические признаки |
- собственное или нарицательное - одушевлённое или неодушевлённое - _______________________________________ - _______________________________________ |
5 |
Непостоянные морфологические признаки |
- _______________________________________ - _______________________________________ |
6 |
Синтаксическая роль |
На подоконнике стояла клетка с попугаем.
Мы купили новую клетку для попугая.
Попугай сидел в клетке.
На попугае был надет шарф в клетку.
Дом попугая – клетка. |
Установите соответствие. Соедините понятие и определение стрелками.
Нарицательные существительные |
названия единичных предметов, выделенных из ряда однотипных |
Собственные существительные |
обобщённые названия однотипных предметов |
Упражнение 1
Прочитайте текст. Выпишите в два столбика собственные и нарицательные существительные.
Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко, суп и хлеб. Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку за куст. Бим несет мальчику палку.
Нарицательные |
Собственные |
Упражнение 2
Выпишите только имена собственные, распределите их по группам.
Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович, мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин, город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина, собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка, конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.
Имена, фамилии, отчества людей |
Клички животных |
Географические названия, названия городских объектов |
Заполните таблицу.
Существительные |
Вопросы |
Одушевлённые существительные |
_______________________ |
Неодушевлённые существительные |
_______________________ |
Упражнение 3
Найдите на картинке предметы, напишите их названия. Укажите, какие из записанных существительных одушевлённые, какие - неодушевлённые.
![]() |
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу.
Род существительных |
||
__________ |
__________ |
__________ |
конь, стол, пень, папа, дядя, дуб, кот, компьютер |
квартира, кошка, мама, сумка, мышь, дочь, ночь, тишь |
яблоко, повидло, зеркало, озеро, полотенце, стекло, лицо, серебро |
Упражнение 4
Распределите существительные по родам.
Соль, медаль, голубь, снег, колено, сосна, ремень, ель, кольцо, коленка, тетрадь, зверь, крыльцо, вьюга, тетрадка, тюльпан, тётя, речка, полено, площадь, поле, степь, огород, вермишель, площадка, голос, глушь, ружьё, мишень, оконце.
Мужской род |
Женский род |
Средний род |
Дополните свои знания. Изучите таблицу и запомните некоторые сложные случаи определения рода имен существительных
Мужской род |
Женский род
|
Средний род |
картофель нашатырь провансаль тюль щебень шампунь аэрозоль пемоксоль вензель трюфель рояль толь туш (музыкальный жанр) кофе шпатель лебедь госпиталь |
ваниль вермишель фасоль бандероль вуаль мозоль кадриль моль вуаль тушь (краска) фамилия гантель туфля тапка
|
имя отчество повидло какао |
Упражнение 5
Определите род существительных. Вставьте правильные окончания в прилагательные.
Нов… шампунь, больн… мозоль, красив… тюль, горяч… кофе, черн… тушь, торжествен… туш, легк… вуаль, бел… рояль, вкусн… картофель, известн… фамилия, вкусн… повидло, военн… госпиталь, сладк… какао, весёл… кадриль, тяжёл… гантель, ценн… бандероль, строительн… шпатель, варён… фасоль, бел… лебедь.
Рассмотрите таблицу. Она заполнена частично. Вспомните то, что вы знаете о склонении существительного. Дополните таблицу.
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
Мужской и ________________ род с окончаниями _______ (дядя, берёза) |
_________________ род с нулевым окончанием. (стол, конь) Средний род с окончаниями _______________ (окно, зеркальце) |
______________ род с ______________ окончанием (мать, рожь) |
Упражнение 6
Распределите существительные из разных тематических групп по склонениям.
Группа «Семья»: жена, дочь, муж, сын, дядя, отец, папа, свекровь, сестра.
Группа «Школьные принадлежности»: тетрадь, учебник, линейка, книга, тетрадка, гуашь, портфель, циркуль.
Группа «Продукты»: соль, хлеб, мясо, сметана, вермишель, сахар, мука, ваниль.
Группа «Животные, насекомые»: муха, лошадь, конь, обезьяна, мышь, моль, мышка, осёл, таракан.
Группа «Мебель»: мебель, шкаф, кровать, кресло, стул, скамья, этажерка, комод, антресоль.
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
Упражнение 7
Определите род и склонение существительных
Вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные. Заполните пропуски.
Именительный – кто? что?
Родительный – ______________________________
Дательный – ______________________________
Винительный – ______________________________
Творительный – ______________________________
Предложный – ______________________________
Упражнение 8
Вставьте пропущенные буквы. Расставьте запятые. Определите падежи существительных.
Один мальчик ( _________ ) гулял в л…су ( _________ ) и наш…л гнездышко ( _________ ). А в гнёздышке ( _________ ) с…дели м…люсенькие голенькие птенчики ( _________ ) и пищ…ли. Они ждали когда мама ( _________ ) пр…л…тит и покорм…т их ч…рвячками ( _________ ) и мушками ( _________ ). Мальчик ( _________ ) обрадовался что наш…л т…ких славных птен…чиков ( _________ ).
Самую большую сложность в правописании падежных окончаний существительных представляют для нас родительный, дательный и предложный падежи. Вспомните, когда в этих падежах пишется Е, а когда И. Заполните таблицу. Обратите внимание на примеры: они будут вам подсказкой. (Затемнённые ячейки не заполняйте)
© 2024, Шарипова Елизавета Сергеевна 152