СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с деформированным текстом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с деформированным текстом являет ся очень продуктивным видом деятельности и используется во всех классах начальной школы. Организуется эта работа таким обра зом: учитель подбирает текст, соответствую щий возрасту и изучаемым темам по русско му языку. Каждое упражнение печатается на полоске бумаги разного цвета. Затем эти по лоски (предложения разрезаются на кусоч кислова) перемешиваются и помещаются в конверт. Собрав из кусочковслов предложе ния (собирать предложение помогает цвет), ученики из этих предложений выстраивают текст. Полученные тексты читаются вслух. Затем ученики получают дополнительные задания к тексту: озаглавить его, найти грам матическую основу предложений, опреде лить части речи, определить падеж имен су ществительных, выписать слова на заданные орфограммы, подобрать родственные слова к выделенным, продолжить текст и др. Тексты подбираются из сборников диктантов. При ведем примеры такой работы. Например, при изучении темы «Спря жение глаголов» в IV классе было предло жено следующее задание: «В конверте по мещены кусочкислова разного цвета. На желтой бумаге набраны слова первого пред ложения: на, тёплый, столе, хлеб, лежит, душистый; на голубой — слова второго предложения: руки, чудо, золотые, это, лю дей, растят; на зеленой — слова третьего предложения: они, землю, сеют, хлеба, па шут, весной; на белой — слова четвертого предложения: за, ухаживают, люди, лето, всё, посевами; на розовой — слова пятого предложения: хотят, побольше, они, всем, хлеба, подарить». Ученики собирают из слов предложе ния. Затем из предложений выстраивают текст: Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Золотые руки людей растят это чудо. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Всё лето люди ухаживают за посевами. Они хо тят подарить всем хлеба побольше. Далее ученики получают задания. Например: «Найдите в тексте глаголы, определите их лицо, спряжение». Такую работу можно проводить в лю бом классе. Для учеников I, II классов пред лагаются тексты меньшего объема. Напри мер, во II классе при изучении темы «Род имен существительных» можно использо вать следующий текст: Настала зима. Пу шистый снег укрыл землю. На окне красивый узор. Слова первого предложения набира ются, например, на бумаге голубого цвета: зима, настала; второго — на бумаге зелено го цвета: снег, землю, пушистый, укрыл; третьего — на бумаге желтого цвета: узор, окне, на, красивый. Собрав сначала предло жения, а затем и текст, ученики получают задание: «Найдите имена существительные, определите их род». Эта работа является дифференцирован ной. Конверты маркируются по степени сложности. Желтым цветом — низкий уро вень сложности (текст из трех предложе ний), синим — средний уровень (четыре предложения) и красным цветом — высо кий уровень (пять предложений). Ученики сами выбирают себе конверты. Такая работа развивает орфографичес кую зоркость, творческую активность, мыс лительную деятельность младших школь ников, повышает интерес к уроку.

15.12.2016 18:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!