СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с недисциплинированными учащимися

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует немало способов установления в классе порядка и дисциплины. Одни способы эффективнее других, но никому еще не удалось найти какой-то один, универсальный способ, одинаково надежный во всех случаях. Поэтому начинающий учитель всегда должен действовать в зависимости от обстоятельств. Если избранный им подход не решает проблему, нужно прибегнуть к другому, использовать третий - и так до тех пор, пока не будет найдено эффективное решение в каждой конкретной ситуации. Но учитель должен быть реалистом и понимать, что, как бы он порой ни старался, нельзя застраховаться от тех или иных неудач.

Методы обращения с недисциплинированными учащимися, которые мы рекомендуем, прошли испытание в практике работы многих учителей. Оцениваются эти методы неоднозначно. Мы попытаемся рассмотреть их с точки зрения того, насколько эффективными они оказались, судя по опыту большого числа начинающих учителей.

Беседа с глазу на глаз. Речь идет о наиболее действенном методе разрешения вопросов дисциплины и различных проблемных ситуаций в целом. Искренний, откровенный разговор чаще всего убеждает ученика в том, что для учителя он - личность и что сообща можно попытаться решить возникшую проблему. Беседа с глазу на глаз располагает ученика к большему сотрудничеству: в такой ситуации ему не нужно опасаться за свое достоинство перед одноклассниками и привлекать к себе их внимание.

Порицающие замечания. Это один из наиболее часто используемых методов борьбы с такими незначительными нарушениями дисциплины, как перешептывание, разговоры, невнимательность. Порицания со стороны учителя обычно бывает вполне достаточно для восстановления порядка. Правда, на закоренелых нарушителей дисциплины это далеко не всегда действует, и поэтому к ним приходится применять более крутые меры воздействия. Эффективность порицающего замечания зависит от индивидуальности каждого ученика. Некоторые школьники всеми силами стремятся избежать неодобрения со стороны учителя. Другие в ответ на его замечания лишь пожимают плечами, и, следовательно, учителю приходится думать о каких-то других, дополнительных мерах, способных восстановить в классе должный порядок.

Саркастический тон. Метод порицающего замечания вполне приемлем для восстановления порядка, чего нельзя сказать о саркастическом тоне. Порицание выражает простое неодобрение учителем того или иного поступка учащегося. Но саркастический тон, язвительные суждения унижают чувство собственного достоинства учеников. Не исключено, что саркастическая реплика заставит школьника приутихнуть. Но она же вызовет у него внутренний эмоциональный протест и чувство обиды, что может послужить источником возникновения более серьезных проблем во взаимоотношениях. Делая подобные замечания, учитель рискует потерять уважение учеников. Поскольку с помощью саркастического тона нельзя добиться ничего позитивного, его следует решительно избегать.

Частый опрос. Задавая вопросы по материалу урока ученику, отличающемуся болтливостью и невнимательностью, можно быстро добиться нужного результата - отучить его от склонностей подобного рода. Такой ученик очень скоро обнаруживает, что при недисциплинированном поведении ему приходится отвечать на вопросы учителя гораздо чаще. В результате ученик начинает больше следить за своим поведением в классе, становится более внимательным*.

* (Соображения автора вызывают ряд возражений. В принципе опрос не должен превращаться в "дисциплинарную" меру. Еще более недопустимо, чтобы он служил наказанием за нерадивость. В подобных случаях опрос лишается своего первоначального предназначения, утрачивает конструктивные дидактические функции, а это неизбежно приводит к снижению уровня учебного процесса.)

От устной работы к письменной. Если значительная часть класса проявляет недисциплинированность, восстановить порядок можно немедленно, стоит только прекратить устный опрос и предложить классу короткий письменный тест по теме урока. В результате класс моментально успокаивается. Этот прием позволяет учителю в какой-то мере застраховаться от подобных беспорядков в будущем. Оценки за внеочередную письменную работу, как правило, будут ниже, чем за обычную. Проверив работы, учитель может с полным основанием сказать учащимся, что это результат их легкомысленного поведения. Но не стоит придавать слишком большое значение этим работам при выведении итоговых оценок: нужно учитывать, что обстоятельства, в которых выполнялись тесты, не давали возможности ученикам показать свои истинные знания.

Консультации с родителями. Очень часто учитель может получить содействие от родителей учеников в решении той или иной сложной и "хронической" проблемы, и не надо этим пренебрегать. Но иногда родители не допускают мысли о том, что их дети могут нарушать школьную дисциплину. Это в особенности относится к тем, кто не стремится к встрече с педагогом и не посещает родительские собрания. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же получает необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем конкретного ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия учителю. А школьник, знающий о тесном сотрудничестве родителей и учителя, становится, как правило, более покладистым.

В общении с родителями учитель должен проявлять максимум тактичности. Не нужно стыдить родителей и уж совсем не следует намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. В принципе подход учителя должен быть таким: "Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?" Тактичность особенно важна с теми родителями, которые полагают, что их дети неспособны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, учитель неминуемо столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества - несмотря на то, что речь идет о благополучии их ребенка.

Иногда ту или иную проблему дисциплины можно разрешить весьма просто, стоит только пригрозить ученику вызовом родителей в школу. Эффективность этого приема зависит от того, насколько высок авторитет родителей в глазах ученика. О любопытном варианте этого приема сообщил один начинающий учитель, у которого возникли трудности с недисциплинированным учеником. Однажды во время урока, к которому ученик не проявлял ни малейшего интереса, учитель поинтересовался его домашним адресом и, не останавливаясь, продолжал объяснение материала. После урока учащийся спросил учителя, для чего понадобился его домашний адрес. Учитель ответил, что родителям ученика будет небезынтересно узнать о его поведении в школе. Школьник стал упрашивать ничего не сообщать родителям, обещая исправить свое поведение. Учитель согласился и при-" обрел еще одного образцового ученика.

Содействие лидера группы. Каждая группа имеет своего признанного лидера. В особенности это характерно для подростков, которые порой слепо подчиняются авторитету своих кумиров и готовы безоговорочно следовать за ними. Если учителю удастся привлечь на свою сторону лидера определенной группы в классе, то у него заметно поубавится трудностей в работе. Заручиться поддержкой такого неформального лидера можно, например, попросив его помощи в каких-то повседневных делах, касающихся всего класса. Однажды оказав помощь, он будет содействовать учителю и в последующих начинаниях.

Само собой разумеется, что привлечь на свою сторону неформального лидера класса непросто. Основной путь к этому-беседа с глазу на глаз, во время которой учитель может уважительно отозваться о лидерских качествах своего подопечного и предложить ему активно использовать их для содействия другим учащимся. Обращение к самосознанию ученика наряду с признанием его лидерских качеств может сделать его союзником учителя.

Изоляция. Подросткам свойственно стремление быть своими в группе и ею признанными. Физическая или психологическая изоляция от группы (класса) является весьма эффективной мерой педагогического воздействия на нарушителей дисциплины.

При физической изоляции ученика обычно сажают отдельно где-нибудь в последнем ряду, откуда ему будет гораздо труднее привлекать к себе внимание одноклассников. Нелишне разъяснить школьникам, что их товарища изолировали по той причине, что он мешает заниматься всему классу, но как только нарушитель порядка проявит готовность соблюдать дисциплину, он получит разрешение вновь присоединиться к классу.

В тех случаях, когда двое или более учащихся, сидящих по соседству, явно соревнуются в нарушениях дисциплины, их необходимо немедленно рассадить. Сделать это можно открыто или незаметно - пересадив не только их, но и некоторых других учащихся.

Применяя прием психологической изоляции, учитель разрешает ученику оставаться на своем рабочем месте, но игнорирует его и тем самым исключает из общей деятельности. Вопросов ему не задают, не обращают внимание на его попытки участвовать в работе класса и т. д. Этот прием эффективен в той степени, в какой учащийся ищет одобрения учителя*.

* (Эти соображения автора представляются весьма сомнительными. Психологическая изоляция скорее отрицательно сказывается на учебной работе школьника. Этот подход допустим лишь в качестве чрезвычайной меры дисциплинарного воздействия. Психологической изоляции можно подвергнуть учащегося за поведение, в равной степени неприемлемое как для учителя, так и для всего класса в целом. Однако сама необходимость прибегать к этому приему воздействия, как правило, свидетельствует о просчетах, допущенных учителем в предшествующей работе.)

Оставление в школе после уроков. Эта широко распространенная форма наказания эффективна только тогда, когда нарушаются последующие планы ученика. Если учащийся после школы спешит в клуб,на футбольную тренировку или же опаздывает на ту или иную работу, он всеми силами будет избегать действий, которые повлекут за собой вынужденную задержку. Но когда школьник не знает, куда себя девать, эта мера воздействия теряет всякий смысл.

Рекомендуется учитывать некоторые недостатки данной формы наказания. Во-первых, она создает большие трудности ученикам, зависящим от перевозок школьными автобусами. Во-вторых, учащийся может быть лишен возможности участвовать во внеклассной деятельности, которая принесет ему больше пользы, чем наказание такого рода. В-третьих, это может поставить под угрозу работу учащегося по найму с неполным рабочим днем или помешать выполнению домашних обязанностей. В конце концов, и сам педагог оказывается жертвой такого наказания, ибо и ему приходится оставаться в школе после уроков*.

* (Автор неправомерно рассматривает оставление ученика после уроков как меру дисциплинарного воздействия, которая носит однозначно "репрессивный" характер. Между тем, оставляя ученика после уроков, педагог не может и не должен прекращать взаимодействие с ним. Оставление после уроков возможно как в целях специальной беседы с учеником о его поведении, так и в целях организации его дополнительной учебной деятельности. В любом случае основной педагогической целью должно быть не наказание как таковое, а конструктивное целенаправленное воздействие на ученика. Прибегая к данной мере, учителю не следует подчеркивать момент наказания. Действия учителя и их восприятие учеником (и его одноклассниками) должны быть подчинены основной учебно-воспитательной задаче: корректировке учебной деятельности или поведения учащегося.)

Дополнительные задания. Известно, что дополнительные задания не должны служить наказанием за плохое поведение. Правда, среди определенной части учителей бытует мнение, что подобная мера наказания весьма эффективна, и поэтому они ее решительно отстаивают. Опасность в этом случае заключается в том, что у учащегося может возникнуть ассоциация между занятиями в школе и наказаниями, в результате чего он буквально возненавидит учение. Тем не менее поборники такой меры наказания утверждают, что учащиеся слишком не любят дополнительных заданий, поэтому будут вести себя безупречно, лишь бы избежать их. Может быть, в этом есть доля истины, но сам по себе такой метод едва ли вызовет у школьников желание трудиться. Разумнее поступает тот учитель, который не обременяет своих подопечных дополнительными заданиями ради наведения должного порядка в классе.

Занижение оценки. Оценка учащегося по предмету должна основываться на его действительных успехах, а не на поведении. Конечно, иногда зарвавшегося ученика можно утихомирить угрозой занижения оценки, но практика эта не заслуживает одобрения, поскольку искажает картину реальных познавательных достижений школьника. Если же учитель все-таки примет решение снизить оценку, перед ним возникнет масса проблем. Не говоря уже о возмущении учащихся, эта мера чревата еще и тем, что школьная администрация и родители могут потребовать от учителя объяснить подобное решение, а это будет непросто.

Удаление из класса. Мера эта серьезная. Она сродни исключению из школы на определенный срок. Разница лишь в том, что в данном случае речь идет о запрете на посещение уроков не по всем, а по одному предмету. Отсутствуя в классе, учащийся, естественно, значительно отстанет. Поэтому прибегнуть к такому наказанию учитель может, только исчерпав все остальные методы воздействия. Решившись на эту меру, учитель тем самым демонстрирует свою неспособность справиться с создавшейся ситуацией.

Ни при каких обстоятельствах учителю не следует удалять из класса ученика, не указав при этом, чем ему надлежит заняться. Если учитель просто велит школьнику покинуть класс, тот, по всей вероятности, с радостью проведет предоставленное ему свободное время по собственному разумению. Вместо этого учитель должен потребовать, чтобы ученик сообщил о случившемся школьной администрации. Как только учитель освободится, он обязан проверить, выполнено ли его указание. Рекомендуется предупредить учащегося, что он будет допущен в класс, лишь получив письменное разрешение от администрации школы.

Публичное извинение. Для учащегося нет большего унижения, чем стоять лицом к классу и публично каяться в неблаговидном проступке. С точки зрения взаимоотношений учителя с учениками такие извинения не приносят никакой пользы. Тлеющая в душе ученика обида не побуждает его к учебной работе. Пожалуй, лишь в одном случае публичное извинение можно как-то оправдать: в ситуации, когда ученик оскорбил весь класс.

03.02.2016 12:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!