СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой опыт работы в школе невелик, поэтому подготовка к урокам занимает большое количество времени. Имея только достаточные знания по предмету не всегда можно рассчитать какую тему дети легко поймут и усвоят, а на какой придется остановиться и рассмотреть подробнее. Даже хорошо подготовившись и изучив разработки других учителей невозможно быть уверенным что данный прием сработает, возможно ход урока придется корректировать уже во время урока.

Я учитель информатики, уроки организованы в подгруппах по 15 человек. На уроках дети часто работают индивидуально или в парах. Имея часы в одной параллели и с учетом деления классов по подгруппам, можно готовиться к первому уроку, а последующие корректировать, ориентируясь на опыт проведения этого урока в предыдущей группе. Такой метод работы показался мне разумным, тем более что дети показывали хорошие успехи.

Со временем, я обратила внимание на различия в работе 7 классов. Предположив что это связано с профилем класса (математический, филологический, лингвистический), я стала подбирать задания для ребят в соответствии с их профилем. Некоторые задачи их заинтересовали, но не более чем других, т.е. мое предположение не оправдало себя – профиль класса если и влиял на отношение к моему предмету, то незначительно.

Надо заметить, что дисциплина во всех трех классах далека от идеала. Ребята стараются, но в каждом классе есть кто-то кто мешает остальным работать. Попытки решить проблему с поведением на уроке привело к неожиданным результатам. Обсуждая с классными руководителями ребят, я их для себя открыла в новой стороны. Многие из нарушающих порядок показывали большие успехи в других областях. Например, мальчик болтающий уроки напролет, рядом с которым никто из одноклассников не хотел сидеть рядом, великолепно вел все школьные праздники. Еще один балагур оказался восходящей звездой футбола, третий – музыкант, выступающий наравне со знаменитостями. Т.е. часть учащихся, регулярно нарушающих порядок, весьма одаренные личности. Были и просто невоспитанные или запущенные дети, но не все! И вот этих ребят, которые в областях, не связанных с моим предметом, добились успеха было жалко упускать, а для этого надо учиться с ними работать.

С другой стороны очень не хочется верить что остальные дети, не показавшие высоких результатов по школьным предметам и срывающие уроки просто не воспитаны и недалеки. Возможно таланты еще не открыты, а значит необходимо хорошенько их поискать. На данный момент есть много методик помогающих определить одаренность ребенка. Диагностика в большинстве своем сложна и объемна, учитывает возрастной диапазон, проводится как учителями (классным руководителей) так и родителями.

Но любую работу надо начинать с себя. Работа с одаренными детьми подразумевает большую подготовку чем к простому уроку, ведь необходимо учитывать специфику каждого ребенка, подбирать нагрузку соразмерно возможностям каждого ученика. Фактически, это не просто работа над уроком, это еще и работа над собой, развитие и себя тоже. Работа не маленькая и очень сложная, поэтому совершенно не удивляюсь сомнениям на свой счет. А смогу ли я? Готова ли я работать с одаренными детьми?

В помощь пришел тест «Определение склонности учителя к работе с одаренными детьми» разработанный Доровского А.И.

Инструкция.

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

  1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?
    • Да
    • нет, они и так достаточно хороши
    • да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы – не очень
  2. Уверены ли Вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?
    • да, в большинстве случаев
    • нет
    • да, в некоторых случаях
  3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?
    • Да
    • да, при благоприятных обстоятельствах
    • лишь в некоторой степени
  4. Считаете ли Вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?
    • да, наверняка
    • это маловероятно
    • возможно
  5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел?
    • Да
    • часто думаю, что не сумею
    • да, часто
  6. Испытываете ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?
    • да, это меня привлекает
    • нет, меня это не привлекает
    • все зависит от востребованности таких людей в обществе
  7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли Вы удовлетворение в этом?
    • Да
    • удовлетворяюсь лишь тем, что есть
    • нет, так как считаю слабой систему стимулирования
  8. Если проблема не решена, но её решение Вас волнует, хотите ли Вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?
    • Да
    • нет, достаточно знаний передового опыта
    • нет
  9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то:
    • продолжаете сильнее упорствовать в начинании
    • махнете рукой на затеи
    • продолжаете делать свое дело
  10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?
    • Да
    • не совсем легко
    • болезненно
  11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в то же время его подбодрить?
    • не всегда
    • при хорошем настроении
    • в основном стараюсь это делать
  12. Можете ли Вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?
    • да, конечно
    • запоминаю только то, что меня интересует
    • всего вспомнить не могу
  13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?
    • да, без затруднений
    • да, если этот термин легко запомнить
    • нет
  14. Учащийся задает Вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:
    • Вы уклонитесь от ответа
    • Вы тактично переносите ответ на другое время
    • Вы пытаетесь отвечать
  15. У Вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда Вы его защищаете, то
    • можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов
    • останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не выдвигали
    • измените свои мнения, если давление будет очень мощным
  16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся
    • Средний
    • Достаточный
    • оригинальный
  17. Во время отдыха Вы предпочитаете:
    • решать проблемы, связанные с работой
    • почитать интересную книгу
    • погрузиться в мир Ваших любимых увлечений
  18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:
    • по Вашему мнению дело отлично выполнено, доведено до завершения
    • Вы более или менее довольны
    • Вам ещё не всё удалось сделать, но есть и другие дела

Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом:

за ответ «А» - 3 балла

за ответ «Б» - 1 балл

за ответ «В» - 2 балла

Результаты:

49 и более баллов.

Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

От 24 до 48 баллов.

У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов.

Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения» Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работы в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

Результаты предложенного теста подтвердили мои предположения. Склонности к работе с одаренными есть, но необходимы дополнительные желания и ресурсы.

Категория: Всем учителям
13.09.2019 13:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!