СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работа с одаренными детьми
«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать
в каждом ученике его неповторимый индивидуальный талант
– значит поднять личность на высший уровень
расцвета человеческого достоинства»
В.А. Сухомлинский
Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых и одаренных детей, создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные, креативные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Выпускник, обладающий такими навыками, сможет социально адаптироваться и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире. Одаренные дети – это будущее нашей страны.
Создание условий для развития одаренных детей, а также просто способных детей является одним из главных направлений работы нашей школы. Школа обеспечивает образовательный процесс высокопрофессиональными педагогическими кадрами, новейшими технологиями, включая ИКТ. Создаются условия для реализации принципов активного изучения базовых предметов и предметов дополнительного образования. Через проблемные ситуации, поисковые и исследовательские методы учитель направляет деятельность ученика на приобретение дополнительных знаний, помогает ученику достичь определенных творческих результатов. Я работаю в общеобразовательной средней школе шестой год. Моя тема самообразования: «Использование новых технологий на уроках математики с целью повышения мотивации учащихся». В последнее время много времени я стала уделять работе с одаренными детьми. За все время своей педагогической деятельности я изучила несколько педагогических технологий, которые помогают мне разнообразить уроки. Применяю на своих уроках элементы критического мышления, трехмерного дифференцированного обучения (методика Караева), биоинформатики и синергетики (методика Вассермана), а также применяю 7 модулей программы третьего базового уровня. Систематическое применение разнообразных форм и методов работы дает положительные результаты, об этом свидетельствует 100% успеваемость учащихся, а качество знаний по математике за последние три года поднялось с 42% до 49%.
Стараюсь делиться своим небольшим накопленным опытом с коллегами, выступаю на педсоветах, районных и областных семинарах, педагогических чтениях, публикую доклады и разработки уроков на различных сайтах интернета. Содержание работы с одаренными детьми определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. В классах, где я преподаю математику, занятия со способными детьми, в основном, осуществляются через внеурочную деятельность. Это кружки по математике, факультативы, прикладные курсы. Небольшие доклады, презентации, разбор самостоятельно приготовленных к занятию занимательных задач - это первые творческие шаги и проявление интереса к математике детей среднего возраста. Подбор задач, примеров, учебных пособий обеспечивают проведение занятий на высоком уровне. Применение ИКТ позволяет на уроках математики решать задачи по экономике, финансовой математике, и выявлять внутри предметные и межпредметные связи. Результат моего с учениками сотрудничества – призовые места в различных олимпиадах, регатах, конкурсах, итоги ЕНТ по математике. Интерес к изучаемым предметам проявляется участием в олимпиадах разного уровня, конкурсах, конференциях, что обеспечивает формирование аналитического и критического мышления учащихся, развития познавательных компетенций школьников.
Мои ученики являются призерами различных олимпиад, математических регат. Результаты участия в международной олимпиаде: «Кенгуру- математика для всех»:
2009-2010г.: - Айткулов Мади (6 кл.) – III место.
2010-2011г.: - Смоленская Ирина (5 кл) – I место;
- Шумара Кристина (5 кл) - I место;
- Нургалиева Венера (7 кл) - III место.
2011-2012г.: - Вдовкина Евгения (6 кл.) - I место;
- Смоленская Ирина (6 кл.) - I место;
- Кенесов Канат (6 кл.) - I место;
- Шумара Кристина (6 кл.) - I место;
- Габдрашева Карина (6 кл.) - I место.
Мои ученики принимают активное участие в республиканской математической интернет олимпиаде (КИО) и становятся обладателями призовых мест:
2012-2013г.: - Якушева Екатерина (6 кл.) - II место;
- Полякова Валентина (6 кл.) - III место;
- Хасангалиева Лейла (9 кл.) - III место.
2013-2014г.: - Полякова Валентина (7 кл.) – I место;
- Габдрашева Карина (8 кл) – II место.
Также в этом году учащиеся с 7 по 11 класс приняли участие в международной дистанционной олимпиаде по математике «Весна -2014» на сайте Инфоурок со следующими результатами:
- Мадиев Жаслан (11 кл) – 1 место;
- Калдыбаев Азамат (11 кл) – 1 место;
- Стамгазиев Актлек (10 кл) – сертификат участника;
- Тастемирова Зульфия (10 кл) - сертификат участника;
- Бирюкова Надежда (9 кл.) – 1 место;
- Каримова Лейсан (9 кл) – 1 место;
- Сарбасова Айнура (9 кл) – 1 место;
- Малышева Виктория (9 кл) – 1место;
- Габдрашева Карина (8 кл.) – 2 место;
- Смоленская Ирина (8 кл.)- 2 место;
- Нерсесян Яна (8 кл.)- 3 место;
- Мухамбетьяров Амангали (7 кл) – 2 место;
- Бикетова Жаннат (7 кл.) – 3 место
- Нерсесян Лусинэ (7 кл.) – 3 место;
- Якушева Екатерина (7 кл.) – 3 место;
- Полякова Валентина (7 кл) – 3 место
Имеются достижения учащихся в областной математической регате среди учащихся 7-х классов, её ученики Якушева Екатерина, Нерсесян Лусинэ, Полякова Валентина, Бикетова Жаннат отмечены дипломом «Ал?ыс хат».
Я являюсь научным руководителем учащихся при подготовке научно-исследовательских проектов. Творческие работы школьников носят исследовательский характер и касаются вопросов, которые не изучаются в базовом курсе. Они позволяют приобрести школьникам первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно научится добывать знания, используя литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации учителя. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку. Проекты учащихся, выполненные за последние годы и представленные на школьных и городских математических конференциях, получили широкое признание .
Мои ученики в районном конкурсе научных проектов заняли призовые места: ученик 8 класса Стамгазиев Актлек за проект «Золотое сечение» удостоен благодарственного письма,ученица 7 класса Ганенко Марина с проектом «Удивительное кружение» заняла II место, а ученица 8 класса Нерсесян Яна с проектом «Кубик Рубика» заняла III место. Последние две работы рекомендованы на областной тур конкурса научно-исследовательских работ.
При работе с одаренными детьми сталкиваешься с рядом проблем, возникающих и в работе учителей, обучающих данную категорию учащихся:
1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения.
3. Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители этих детей.
5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Поэтому проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.
Конечно, перечислить все формы и методы при работе с одаренными детьми невозможно. Педагогический опыт показывает, что вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способны творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. А при всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося и одаренной личности в частности.
Я считаю, что необходимо вести целенаправленную работу с одаренными учащимися с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути. Ведь мы, учителя и родители, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Только тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.
© 2015, Муханова Айгуль Уметгалийевна 1365