СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочное время

Фатхуллина Ирина Николаевна

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ №1»

г. Мензелинска РТ

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.

Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников.

Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определены виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая.

Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности.

Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.

Развитие двигательных возможностей человека является важным условием его жизнедеятельности. Известно, что уровень проявления физических качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой. Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является физкультурно-массовая, физкультурно-оздоровительная и физкультурно-просветительская работа.

Важным фактором, влияющим на развитие спортивно одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система урочной, внеурочной и внеклассной работы по физической культуре в школе.

Данная система должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована.

В своей работе с одаренными детьми я чаще всего использую следующие формы работы:

- секционные занятия по видам спорта;

- спортивные соревнования;

- конкурсы;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуально - групповым планам;

-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами;

- сотрудничество с другими школами.

Важным звеном развития физической одаренности детей являются занятия на свежем воздухе, которые проходят с ранней весны и до поздней осени, поэтому все уроки стараюсь проводить с высокой моторной плотностью;

Наличие спортивного инвентаря позволяет выполнять беговые, прыжковые, силовые, игровые и другие упражнения одновременно всем учащимся класса.

Занятия организую фронтальным и групповым методами. При этом наиболее эффективным себя показал поточно-групповой способ.

Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и решения, разъяснения сущности двигательного взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов.

Материал урока располагаю в строгой логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча имитационные упражнения – работой на снарядах, прыжковый бег – передачей мячей в парах, физическая нагрузка чередуется с эмоциональной разрядкой.

Широко использую варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами.

Применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и набивные мячи, скакалки.

Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.

В ходе каждого урока решаю оздоровительную задачу, используя разнообразные упражнения с различной дозировкой нагрузки, в том числе по профилактике плоскостопия, специальные игры для формирования правильной осанки, для укрепления отдельных мышечных групп, а также упражнения, способствующие развитию женственности у девочек. Юношам даю упражнения, отмеченные прикладной направленностью, формированием волевых качеств, реализуя связь физической культуры с начальной военной подготовкой.

Думаю, что очень важен подход учителя к оценке знаний и умений учащихся. Текущие оценки выставляю на каждом уроке, а итоговые - в конце прохождения темы, после фронтальной проверки усвоения материала. Это дает возможность проявить необходимую требовательность, объективность и справедливость.

Хорошей успеваемости добиваюсь и благодаря использованию домашних заданий. Задавая учащимся упражнения на дом, указываю последовательность выполнения элементов и дозировку, объясняю, как избежать травм.

В рамках развития одаренности учащихся в школе организуются различные физкультурные кружки и секции, проводятся игры, спортивные соревнования, физкультурные праздники. Хотелось бы ввести традицию общешкольного Дня Здоровья с выходом на природу.

Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей, учит четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этике, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе.

Спортивные соревнования различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.

Мои ученики принимают участие в районных и городских соревнованиях, спартакиадах, кроссах и часто становятся призерами. За последние годы наблюдается положительная динамика участия учащихся школы в спартакиадах, что тоже говорит о возрастающем интересе к спорту, ФК, здоровому образу жизни.

Много внимания уделяется созданию спортивной базы школы.

Яркая, веселая окраска спортивного зала, спортивного инвентаря, разметки на полу для игр, построений, прыжков в длину с места. Всю площадь спортивного зала стараюсь использовать рационально, чтобы активная двигательная деятельность учеников реализовывалась полностью

Таким образом, развитие одаренности учащихся складывается из множества компонентов и создаю все условия чтобы детям в школе было интересно учиться, приобщать их к спортивной деятельности, саморазвитию и добиваться успехов в жизни.

29.09.2017 19:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!