СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работа с одарёнными детьми
«Чему мы учим наших детей?.Мы должны сказать каждому из них: Ты – чудо! Ты – уникален! Ты можешь стать Шекспиром, Микеланджело, Бетховеном! У тебя есть способности для многого!» Пабло Казальс.(Испанский композитор)
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблеме выявления, обучения и развития одарённых детей
Одарённость – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких(необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.
С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывнно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для них) в том или ином виде деятельности.
Нужно отметить, что одарённый ребёнок нуждается в особой защите, так как очень мало сделано для разработки соответствующих программ и нестандартных опций для таких детей.
Поведение высоко одарённых детей отличается от поведения их одногодков.
-Они меньше вещей воспринимают как должное, постоянно задавая вопросы «как» и «почему».
-Они уже в раннем возрасте могут самостоятельно работать и концентрироваться на этой работе достаточно долго.
-Они быстро, гибко и оригинально мыслят, ищут новые, необычные ассоциации в информации.
-Они могут также увидеть связь между, казалось бы,
несвязанными объектами, идеями, фактами.
-Они чувствительны к красоте. У них безграничная энергия, которую иногда принимают за гиперактивность
-Они любят узнавать новое и с удовольствием исследуют необычное.
-Они демонстрируют внутреннюю мотивацию к обучению, исследованию и часто очень настойчивы. «Я бы предпочёл сделать это сам»-их обычные слова.
Правда, творческие возможности одарённых детей часто отдаляют их от одногодков.
Особенности, присущие одарённым, обогащают нашу жизнь во всех её проявлениях. Во-первых, они отличаются особой чувсвительностью во всём, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике; быстро и адекватно оценивать характер этих изменений.
Вторая особенность – познавательная непрекращающаяся активность и высокоразвитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире.
-В-третьих, большинству одарённых свойственна большая энергия, целеустремлённость и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Приоритетной целью обучения одарённых детей является создание условий для развития личности, поэтому нельзя забывать о широкой общеобразовательной подготовке, которая обуславливает целостность миропонимания ребёнка. Эта цель эффективно может быть реализована при обучению иностранному языку, так как методика коммуникативного образования предполагает использование знаний из разных областей. Эта методика ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшего орудия деятельности человека, как средство становления личности и, что не менее важно, позволяет теснее связывать учебный процесс с жизненными запросами и ориентациями учащихся. В самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучению иностранному языку, но и для всестороннего развития личности.
Можно говорить о четырёх подходах в работе с одарёнными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.
Отмечают следующие черты, присущие одарённым детям в процессе обучения иностранным языкам.
Положительные. Отрицательные
Хорошая память Нетерпимость
Развитое мышление Стремление к лидерству
Высокий интеллект Завышенные требования
Владение богатым словарным к окружающим
запасом Неприятие традиционных методов
обучения
Развить творческие способности обучающихся помогают следующие виды деятельности.
-Привлечение к проектной и исследовательской работе. Поисковое чтение, лекции с элементами поисковой работы. Это делает процесс обучения интересным, расширяет познания за пределы темы, придаёт учебному процессу динамичность привлекательность, учащиеся становятся творческими исследователями, получают удовольствие от работы.
-Использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс на уроке, дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями, предполагают неформальное общение.
-Использование творческих заданий, например, придумать загадку, составить чайнворд, кроссворд, ребус, написать эссе, составить викторину, принять участие в конкурсе переводчиков и т. д.
-Внеклассная работа по предмету: предметные недели, олимпиады, праздники по изучению традиций страны изучаемого языка, марафоны, вечера и т. д.
-Привлечение опережающих учеников к ведению определённой части урока. Они могут проводить «весёлые минутки», викторины по определённому тематическому заданию учителя. При этом опережающий ученик не противопоставляет себя классу, он работает на класс.
Пример. Задание учителя – цвет, счёт. Ученик выходит с макетом яблоньки с разноцветными яблоками на ней и с корзинкой. Разыгрывается спектакль, в ходе которого ребята включаются в игру, отвечая на вопросы о количестве и цвете яблок. Все работают по одной теме, только первый более активно, а другие пока немного пассивно. Разнообразие оживляет урок для класса и даёт неоценимую возможность нашему опережающему ребёнку продвигаться дальше.
Говоря о работе с одарёнными детьми, нужно отметить, три основных момента, которые кажутся очень важными.
-Эмоциональный мир одарённого ребёнка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное- не подавить в ребёнке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.
-Педагоги, работающие с этими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень которых иногда выше. чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.
-Сверхзадачей педагогов в этом вопросе не является подготовка профессионального лингвиста или специалистов гуманитарных профессий.
В заключение хочется привести слова американской писательницы, лауреата Нобелевской премии в 1938 году Перл Бак об одарённых.
«Истинно креативный ум в любой области не более, чем следующее: Человеческое существо, рожденное чрезвычайно чувствительным.
Для него…
прикосновение – это удар,
звук – это шум,
неудача- это трагедия,
радость- это восторг,
друг – это возлюбленный,
возлюбленный – это Бог
а поражение –это смерть.»
© 2020, Бородина Татьяна Васильевна 367